Все рубрики раздела
- БК "Одеса" — символ баскетболу на півдні України18:00
- Женская зимняя обувь: виды и технологичные особенности17:00
- НАЙБІЛЬШ АКТУАЛЬНА ТЕМА - ПОДІЇ ВІЙНИ В УКРАЇНІ13:00
- НАШЕ ОПИТУВАННЯ: ПІДСУМКИ (ІНФОГРАФІКА)14:00
- Порушення рф Міжнародного гуманітарного права: журналісти фіксують злочинні дії окупантів12:00
- УВАГА! РОЗШИРЕНЕ ОПИТУВАННЯ10:00
- «Це не просто книга, це жива історія нашої боротьби» – Сергій Томіленко про видання «Хроніки війни»11:00
- УВАГА! ОПИТУВАННЯ13:00
- Можно ли делать эпиляцию лазером во время месячных16:00
- В Україні запустили "Національний кешбек" — як працює18:00
Как сделать из ребёнка отличника
Можно ли «заставить» ребёнка учиться на «отлично», не заставляя?
Нагрузки на детей в школах в последнее время выросли, и поддерживать высокий статус отличника становится сложнее. Как обеспечить хорошие отметки в дневнике, не заставляя ребёнка со слезами сидеть над домашними заданиями и не формируя отвращения к учёбе «из-под палки»? Есть несколько «партизанских» способов.
Метод «зелёных чернил»
С моими сочинениями, диктантами и контрольными такое случалось редко, но я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю щедрые учительские росчерки красными чернилами. Помню, преподаватели в нашей школе обычно ставили в дневнике отметки синей пастой, но «двойки» (а иногда и «тройки») - непременно красной. Такое ощущение, что наше внимание хотели заострить на неудачах: «Ошибся!»
Татьяна Иванко, знаменитая на просторах Интернета мама, ведущая блог о воспитании детей, практически не водила свою дочь в школу раннего развития, предпочитая заниматься с нею дома самостоятельно. Проверяя, как дочка выводила в тетради крючки, кружочки и другие фигуры, Татьяна использовала вместо классической красной пасты зелёную. Она не подчёркивала ошибки, а, напротив, обводила в кружок крючки, которые удались дочке лучше всего, со словами «Идеально» и т.п.
По мнению Татьяны, когда внимание ребёнка концентрируется не на ошибках, а на том, что сделано хорошо, он получает совсем другие эмоции, заряд мотивации, хочет снова и снова делать то, что у него получается. Формирование любви вместо отвращения к обучению - лишь вершина айсберга. Умение акцентировать внимание на успехах и не переживать за ошибки наверняка не раз поможет стойко переносить сложные ситуации и двигаться к цели, несмотря ни на что, во всей последующей жизни.
Быть или казаться?
Люди субъективны, и школьные педагоги - не исключение. Есть один старый образовательный фильм - «Я и другие». В нём показано несколько экспериментов, во время одного из которых студентам демонстрируют фотографию мужчины и просят составить его психологический портрет. Фотография всегда одна и та же, но вводную информацию студентам дают разную. Одним участникам экспериментатор говорит, что на фото преступник-рецидивист, а другим мужчину представляют как известного учёного. В итоге психологические портреты сильно различаются - от «хитрого и безжалостного садиста» до «приятного человека, который, наверное, любит детей».
Отличник - зачастую такой же «психологический портрет». У педагогов в классах бывают свои любимчики - их неудачи и неправильные ответы частенько списываются на переутомление, болезнь, «не тот день». Есть и так называемые хронические двоечники - правильный ответ такого ребёнка у доски может восприниматься как «угадал» или «задача была лёгкой».
Я немного утрирую, но часто в стенах школ наблюдаются похожие явления. И родитель - именно тот человек, который может на них повлиять. Большую роль играет то, как вы общаетесь с педагогом, как преподносите своего ребёнка, какой образ создаёте. Речь не идёт о том, чтобы полностью компенсировать отсутствие знаний хорошими отношениями с учителями, просто школьник начинает выглядеть в глазах педагога иначе, и получает более высокие шансы раскрыть свой потенциал.
Вашему ребёнку нужна цель
В древнегреческом мифе о Сизифе повествуется о жестоком и бессмысленном наказании, которому был подвергнут в царстве теней основатель и царь Коринфа. Сизиф должен был раз за разом вкатывать на вершину горы огромный камень, после чего тот сразу срывался вниз.
«Сизифов труд» - словосочетание, которое часто используют для описания бессмысленной, не имеющей цели работы. Именно так многие дети воспринимают учёбу в школе. Для чего нужно вставать с утра пораньше, идти в школу, просиживать штаны за партой, а вечером выполнять надоевшие домашние задания?
Если вы хотите заинтересовать и мотивировать ребёнка, заставить стремиться к хорошим оценкам - покажите ему цель. Пусть он знает, для чего все усилия, к чему он стремится. Хорошая цель - поступление в престижный вуз, возможность в будущем овладеть желанной профессией. Пусть ребёнок понимает, что делает первый шаг именно сейчас, высчитывая дискриминанту в домашнем задании по алгебре.
Подойдут и более приземлённые цели. Ребёнок хочет новый велосипед или роликовые коньки? Пусть ради этого закроет хорошими оценками учебный год.
Сила самообразования
Говорят, что лучший способ стать эрудированным и разносторонним человеком - больше путешествовать. Из школьных учебников можно получить много знаний, но они зачастую сухие и скучные. Знание приобретает краски и становится интересным, когда оно живое, на него можно посмотреть, потрогать.
Доказано: человек лучше и охотнее запоминает ту информацию, которая ему интересна. Ребёнка нужно чаще водить по музеям, зоопаркам и другим местам, где он может в увлекательной форме познать мир. Не стоит замыкаться на школьной программе, чтении параграфов «от сих до сих». Намного ценнее привить ребёнку любовь к самообразованию - тогда и школьная программа будет даваться проще.
Совет от старого учителя физики
Одним из своих лучших школьных учителей я считаю преподавателя по физике Афонина Юрия Михайловича. Этот незаурядный человек научил наш класс не только своему предмету, но и тому, как нужно воспринимать сам процесс обучения. Мы приходили, чтобы узнать второй закон Ньютона, а получали багаж знаний, который выручает в жизни до сих пор.
Однажды, в день контрольной работы, Юрий Михайлович спросил у меня: «Ну что, учил?» На мой утвердительный ответ недовольно покачал головой: «А вот не надо учить. Понимать надо». Эта мысль красной нитью проходила через все наши уроки физики, и сейчас я всё больше ощущаю её ценность.
Зубрёжка не даётся легко, а полученные таким образом знания быстро забываются и не приносят пользы. Важно научить ребёнка понимать, вникать в суть сложных предметов и явлений. Одно дело заучить сложную формулу и совсем другое - знать, как она работает в жизни, какие явления стоят за каждой цифрой, почему в этом месте логично именно умножать, а не делить.
На мой взгляд, именно такой подход к обучению позволяет преподносить знания в максимально интересной, лёгкой форме, зачастую вообще в виде игры. Да и ребёнку их усвоить будет гораздо проще, чем набор непонятных цифр и фактов.
Это должны понимать не только педагоги, но и родители, ведь ответственность за то, насколько умными и успешными будут наши дети, в первую очередь лежит на нас самих. А значит, мы должны находить время и активно принимать участие в их образовании.
Артем КАБАНОВ, педиатр.
Теги: Донбасс, дети, психология, школа, отличник, ребёнок
- Если это правда, это просто жесть - сети возмущены тем, что в "ДНР" учат детей стукачеству
- Сегодня боевики обстреляли Марьинку, школьников эвакуировали в бомбоубежище
- В Донбассе произошел вооруженный захват школы. Детям угрожали расправой
- В Донбассе работники интерната избивали воспитанников
- Школьники "глохнут" на дороге
- Слишком любимые для... взаимопонимания
- В «ДНР» заочно приговорили к 23 годам командира «Грузинского легиона» Мамулашвили16:00
- На окупованій Луганщині зник Youtube - СМИ13:00
- 25 листопада росіяни вбили 1 і поранили 1 жителя Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Лисичанській громаді триває прийом заяв на надання новорічної матеріальної допомоги дітям військовослужбовців12:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 25 листопада11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Краматорську відновила роботу зруйнована росіянами амбулаторія16:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 24 листопада12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00