Зачинщику "Звёздных войн" помогали Толстой, собака и слоны

13.05.2014 08:31
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Джордж Лукас с одним из самых ярких персонажей саги - Дартом Вейдером.
Джордж Лукас с одним из самых ярких персонажей саги - Дартом Вейдером.

Добрую славу можно пожать и развязав войны. Если они - звёздные. И - киношные. Именно так в своё время поступил Джордж Лукас, которому завтра исполняется 70 лет.

Мог стать гонщиком

Это сейчас Лукас - один из богатейших режиссёров мира (состояние оценивается в четыре-восемь миллиардов долларов) и обладатель множества наград. А было время - парнишка из калифорнийского городка Модесто, отец которого владел магазином канцелярских товаров, бредил автогонками. Даже намеревался стать профессиональным гонщиком. Но вскоре после окончания школы попал в тяжёлую аварию, после которой едва выжил. С гонками "завязал", хоть навыки остались. Они здорово пригодились, когда Джордж добивался максимально правдоподобных сцен гонок на карах в фильме "Звёздные войны-I: Скрытая угроза". Специалистам по спецэффектам пришлось тогда тщательно просмотреть архив соревнований серии NASCAR и "Формулы-1".

Поступив в киношколу при Университете Южной Калифорнии, Джордж ещё студентом снял несколько короткометражных фильмов. Один из них - фантастический "Электронный лабиринт THX 1138 4EB" - позже сделал полнометражным, благодаря помощи такого же одержимого режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы (в будущем - создатель легендарной трилогии "Крёстный отец").

Вскоре Лукас создал собственную студию "Lucasfilms Ltd.", где снял (не без финансовой помощи всё того же Копполы) молодёжную комедию "Американские граффити" (1973), к удивлению многих взявшую "Золотой глобус" и выдвинутую на "Оскар" в пяти номинациях.
На гребне этого успеха Джордж и приступил к главному делу своей жизни - "Звёздным войнам".

Планировал снять один фильм

В этом творении необычно всё: и хронология, и создание, и влияние на умы.

Первый эпизод саги вышел на экраны в 1977-м. И значился как четвёртый. Следующие две серии (пятая и шестая) появились в 1980 и 1983 году соответственно. Три первых эпизода, рассказывающих начало истории, Лукас явил нам с 1999 по 2005 гг.

- С самого начала я хотел создать грандиозный эпик вроде "Войны и мира" Льва Толстого, - вспоминал режиссёр, выступивший и как сценарист всех шести частей. - Разница лишь в том, что его действие должно было происходить в космосе.

Сценарий, замешанный на мифологии, Библии, политике, сказках и японских фильмах, Джордж переписывал четыре раза. А дорабатывал постоянно. Причём сначала планировал снять одну ленту. Но понял, что это - нереально. Позже сокращённые части набросков стали основой для трилогии, окончание которой мы увидели уже в этом веке.

Голливудские студии от сценария первой части были не в восторге. Лишь "20th Century Fox", которая была в незавидном финансовом положении, поверила в Лукаса. На фильм выделили 11 млн. долларов. Деньги как для фантастики - небольшие. Зато режиссёру, который фактически отказался от зарплаты в обмен на процент от будущих сборов фильма (а их могло и не быть) и коммерческие права на продажу сопутствующих товаров (теперь-то понимаем, насколько не прогадал!), дали полную творческую свободу. Ну, он и оторвался!

В ход пошёл даже картофель

Самым сложным было сделать качественные спецэффекты. В середине 70-х компьютерная графика находилась в зародышевом состоянии, так что выкручивались, как умели. На специально созданной студии ILM Лукас денно и нощно колдовал с такими же энтузиастами над миром "Звёздных войн". Видимость полёта создавали камеры, кружащиеся вокруг статичного космического реквизита лилипутских размеров. Вместо астероидов в дело пошли картофелины, мастер Йода был перчаточной куклой, знаменитые световые мечи делали сначала из дерева, а потом из стали, обклеив светоотражающей лентой.

Детально разрабатывался дизайн кораблей (прообразом одних из самых больших имперских - "АТ АТ", которые перемещались через леса, снега и пески, стали… подъёмные краны, используемые в корабельных портах; а походку их скопировали у слонов), оружие (штурмовики вооружены бластерами, прототипом для которых послужил пистолет-пулемёт времён Второй мировой войны, использовавшийся британскими войсками), внешность персонажей. Мастер Йода чем-то напоминает Альберта Эйнштейна, капитан Хан Соло (эта роль принесла известность Харрисону Форду) - молодого Копполу (хоть первоначально Хан задумывался зелёным инопланетянином без носа и с жабрами), а громадный лохматый Чубакка (роль досталась санитару больницы Питеру Мэйхью, благодаря его удивительному росту -
2 м 18 см) срисован с собаки Лукаса породы аляскинский маламут. Кстати, кличка этой собаки - Индиана - дала имя знаменитому археологу Индиане Джонсу, четыре фильма о приключениях которого выпустили Джордж Лукас и Стивен Спилберг, а главную роль исполнил сменивший космический корабль на шляпу и кнут Харрисон Форд.

Отец

Отец "Звёздных войн" в окружении реквизита трёх первых частей, вышедших на экраны.

Особенности звуков и раздевания

Чтобы получить рёв толпы во время гонок на карах, сделали запись одного из матчей по американскому футболу. Плач трёхлетней девочки, обработанный на компьютере, вложили в уста подводным чудовищам. Звук открывающейся двери шаттла Дарта Вейдера - это лязг решётки камеры знаменитой тюрьмы Алькатрас. Язык, на котором говорит Чубакка, был сделан при помощи компиляции звуков, издаваемых полярным медведем, барсуком, моржом и верблюдом.

Несмотря на то, что Лукас выступил режиссёром не всех эпизодов саги ("Империя наносит ответный удар" снимал Ирвин Кершнер, а "Возвращение джедая" - Ричард Маркуанд), он в качестве продюсера и сценариста приложил руку к каждому фильму. В том числе - продумывал костюмы героев. Как же ему хотелось оголить принцессу Лею! Да и сама исполнительница этой роли Кэрри Фишер (представительница "золотой молодёжи", дочка знаменитой актрисы и певицы Дебби Рейнолдс) была не против. Ей ужасно надоело ходить в бесформенных одеждах в двух первых частях саги. И в третьей Лукас облачил Кэрри в шикарное золотое бикини, оголив её настолько, насколько было возможно…

Продолжение  следует…

Фильм, которому прочили провал, стал сенсацией. Только в США первая часть собрала около 260 миллионов долларов и цапнула шесть "Оскаров". Пятый и шестой эпизоды ждал ещё больший успех. У ленты появились фан-клубы, мировоззрение джедаев было воспринято многими как постулат, костюмы, комиксы, одеяния, связанные со "Звёздными войнами", расходились как горячие пирожки, запустились мультсериал и компьютерные игры. Персонажи стали нарицательными. Даже у нас в президенты пробовал пробиться мужчина, взявший себе псевдоним Дарт Вейдер. ЦИК этого не позволила, но к битве за руководство Киевом (мэра, как и главу государства, будут избирать 25 мая) допустила.

К продолжению Лукас вернулся лишь годы спустя, когда технический прогресс позволил воспроизвести тот мир, который он придумал, не тратя миллиарда долларов, а с помощью цифровой техники и компьютеров. Без дела не сидел, приложив руку (как продюсер) к созданию многих картин, ставших культовыми (кроме приключений Индианы Джонса, можно вспомнить фантастическую комедию "Говард-утка, сказочные ленты "Лабиринт" и "Виллоу").

- В "Звёздных войнах", по-моему, центральная идея состоит в том, чтобы показать, как трудно сохранить демократию. В обществе всегда идёт борьба между сторонниками и противниками идей общественного правления. От этого конфликта исходит постоянная угроза человечеству, - размышляет Лукас. - Я стараюсь показать молодым, как демократия может перерасти в диктатуру. Цезарь, Наполеон, Гитлер приходили к власти благодаря волеизъявлению самих людей. Отнюдь не опираясь на силу оружия. Люди потом позволили свершиться тем ужасам, которые были дальше. Из-за своего равнодушия, из-за того, что не хотели замечать, как разрушаются законы и устои жизни. Подобные процессы развиваются особенно быстро в атмосфере всеобщей безответственности.

Согласитесь, более чем актуальные для сегодняшней Украины мысли.

- По-моему, причина успеха далеко тут не в эффектах, используемых в картинах, как об этом часто говорят, - делится создатель "Звёздных войн". - Дело в том, что сага основана на мифологических сюжетах. Она взывает к затаённым пластам человеческой психики. Для меня миф является ключом к пониманию психологии человека. Он уводит нас к нашим истокам, пробуждая древние страсти и страхи, возвращает к неразгаданной тайне нашего происхождения. Откуда мы пришли, куда мы идём? Вот подлинная тема "Звёздных войн".

Тех, кто думал, что это - конец, ждал приятный сюрприз. Лукас продал права на фильмы и другую собственность Lucasfilm знаменитой компании "Уолт Дисней". И та обещает в декабре 2015-го порадовать первой частью новой трилогии.

- Я всегда верил, что "Звёздные войны" смогут пережить меня. И решил, что очень важно передать их другим в течение моей жизни, - признался Джордж.

От Марсии к Меллоди

Легендарный режиссёр с любимой Меллоди Хобсон и малышкой Эверест.

Легендарный режиссёр с любимой Меллоди Хобсон и малышкой Эверест.

В 69-м, ещё до "Звёздных войн", Лукас женился на Марсии Луи Гриффин. Позже она взяла "Оскар" как монтажёр саги, подарила Джорджу троих детей - Аманду, Кейт и Джетт. Брак распался в 1983-м, причём дети остались с отцом. Лукас некоторое время встречался с певицей Линдой Ронстадт. А в июне 2013-го женился на Меллоди Хобсон, главе совета директоров компании DreamWorks Animation и президенте инвестиционной компании Ariel. Меллоди, которая младше Джорджа почти на четверть века, подарила ему 9 августа того же года дочь. Малышку назвали в честь высочайшей горы мира - Эверест.


Андрей Питонов.

Теги: Донбасс, фильм, режиссер, Джордж Лукас, Звездные войны
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх