В обнимку с планшетом, или Как воспитать гения

10.12.2013 17:47
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Даниил Романенко увлечён планшетом, как и все дети. Но его мама согласна: такие занятия хороши в меру.
Даниил Романенко увлечён планшетом, как и все дети. Но его мама согласна: такие занятия хороши в меру.

Сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок."Зерно истины в методиках раннего развития присутствует, ведь основы интеллекта закладываются в ранние годы. Однако это не должно приводить  к интеллектуальным гонкам", - такое мнение высказала "Донбассу" кандидат медицинских наук, врач высшей категории, детский невролог поликлиники для детей ЦГКБ №1 Донецка Татьяна Гончарова.

Дозируем знания

Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалиста, приходится на период от полутора до трёх лет. В этом возрасте развивающие занятия приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения за детьми, обучавшимися с "пелёнок", показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших "курса", такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.

Однако успешность занятий с малышами зависит и от правильной "дозировки". Многие честолюбивые родители стремятся "впихнуть" в своё чадо максимум знаний. Поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам: малыши приветствуют гостей на английском, декламируют длинные "недетские" стихи и уверенно считают, кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях.

- Запоминание у детей носит механический характер, и вызубренный материал понять и тем более проанализировать они не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница, - говорит Татьяна Александровна.

Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем - приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальной астмы, дерматитов, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность: большинство маленьких "гениев" отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные "продвинутостью" ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.

- Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме, - советует Гончарова. - Так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ведь у родителей цель - не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда малыш сам захочет узнать о нём как можно больше.

Не расстаются с гаджетом

- Ко мне на приём иногда приходят дети двух с половиной и трёх лет в обнимку с планшетом, - делится наблюдением Татьяна Александровна. - Родители отбирают его, ребёнок начинает орать, потому что уже сформировалась психологическая зависимость от компьютера.

Маленькому ребёнку, кроме мамы, ничего не нужно. Мультики, реклама - ему всё равно, что там показывают, это просто отвлекающий фактор: ярко, громко, что-то "прыгает". Осознанность, когда малыш понимает, что в мультике происходит, приходит после двух лет. В два, два с половиной года можно посмотреть мультик 15 минут. Когда ребёнок полтора часа пялится в телевизор, он уже не понимает, что там происходит. Просто смотрит, потому что там всё двигается, шумит, а пользы никакой. Ребёнок, который так много времени проводит перед телевизором, становится возбудимым, зависимым от него и потому плохо управляемым, плохо ест, плохо спит, - предупреждает специалист.

А как же тогда многочисленные детские программы для планшетов и айпэдов, которые, как считается, развивают дошколят?  С их помощью детвора учит английский, рисует, считает и прочее. Мама Даниила Романенко "за" развивающие программы. И часто ей самой интересно, во что же "играет" сын на планшете.

- Всё хорошо в меру, - говорит невролог. - Так же, как после 45 минут школьного урока детвора "вырывается на волю", чтобы погонять по коридору, нужно соблюдать график "игровых сессий" для малышей. Рекомендация следующая: 30-45 минут в день, при этом желательно разделять их по времени на 10-20 минут.

Здравый смысл родителей всегда подскажет, что если ребёнок "залипает" на интерактивных зверюшек, нужно показать ему настоящих котиков и собачек. Если увлечённо рисует на планшете, покажите, что можно и фломастером на бумаге поводить, нарисовать или раскрасить готовые рисунки.

Правильный "тайм-аут"

- Для ребёнка зимние каникулы - двойная перестройка: с напряжённого будничного ритма на "вольный" режим и обратно, - считает Татьяна Гончарова. - Это почти три недели сплошных праздников с насыщенной программой и многочисленными подарками, которые дети ждут с особыми надеждами и нетерпением. И вместо спокойного и плавного вхождения в отдых получается огромная психоэмоциональная нагрузка. Не только с жирным знаком плюс, у неё есть минусы: напряжение новогодних праздников порой приводит к нарушениям сна, повышенной утомляемости, вызывает торможение деятельности мозга.

В связи с этим специалист рекомендует не планировать большую программу развлечений. Первую неделю каникул школьник может позже ложиться и позже вставать. А дальше - пора перестраиваться. Например, вечером ложиться спать на 10 минут раньше, чем накануне. За пять дней до окончания каникул ребёнок должен вернуться в свой будничный график. И это касается не только сна и бодрствования, но и еды, прогулок, развлечений.

Желательно, чтобы хотя бы в каникулы ребёнок забыл о компьютере. "Стрелялки", "догонялки" требуют быстроты реакции, а нервная система должна отдыхать. Как и глаза, поэтому и мультиков желательно смотреть поменьше.

Чтобы занятия пошли на пользу

  • Развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше не перепрыгивать возрастные "ступеньки".
  • Консультация невролога поможет выявить проблемы в развитии, если они есть, и выбрать занятия, которые их скорректируют.
  • Групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше трёх лет.
  • Не следует пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Не отменяйте из-за занятий прогулки ни в коем случае!
  • Любые уроки должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.
  • Главный критерий успешных занятий - хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.

Ирина Розанова.

Теги: Донбасс, здоровье, ребенок, интеллект, развитие
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх