Все рубрики раздела
- Зелёные красавицы в столице Приазовья: цены, качество, выбор20:33
- Такая близкая и далёкая Европа: взгляд главреда "Донбасса" (ФОТО)22:15
- Как работают наблюдатели ОБСЕ: признания "Донбассу"22:45
- Репортаж из военного госпиталя в Мариуполе. «Маме я не говорил, что лежу в больнице»20:37
- 5 причин полюбить тёщу, которая стала бабушкой19:02
- Мариупольцы гуляют по скверу... на могилах 16:25
- Облагородить окна, следить за «ёлочкой» и другие экономичные идеи18:35
- Как частный двор превратить в оазис для отдохновения души08:51
- Выбираем "энергичные" солевые батарейки15:36
- Была бы прочна палатка...10:42
В обнимку с планшетом, или Как воспитать гения
Сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок."Зерно истины в методиках раннего развития присутствует, ведь основы интеллекта закладываются в ранние годы. Однако это не должно приводить к интеллектуальным гонкам", - такое мнение высказала "Донбассу" кандидат медицинских наук, врач высшей категории, детский невролог поликлиники для детей ЦГКБ №1 Донецка Татьяна Гончарова.
Дозируем знания
Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалиста, приходится на период от полутора до трёх лет. В этом возрасте развивающие занятия приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения за детьми, обучавшимися с "пелёнок", показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших "курса", такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.
Однако успешность занятий с малышами зависит и от правильной "дозировки". Многие честолюбивые родители стремятся "впихнуть" в своё чадо максимум знаний. Поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам: малыши приветствуют гостей на английском, декламируют длинные "недетские" стихи и уверенно считают, кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях.
- Запоминание у детей носит механический характер, и вызубренный материал понять и тем более проанализировать они не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница, - говорит Татьяна Александровна.
Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем - приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальной астмы, дерматитов, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность: большинство маленьких "гениев" отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные "продвинутостью" ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.
- Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме, - советует Гончарова. - Так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ведь у родителей цель - не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда малыш сам захочет узнать о нём как можно больше.
Не расстаются с гаджетом
- Ко мне на приём иногда приходят дети двух с половиной и трёх лет в обнимку с планшетом, - делится наблюдением Татьяна Александровна. - Родители отбирают его, ребёнок начинает орать, потому что уже сформировалась психологическая зависимость от компьютера.
Маленькому ребёнку, кроме мамы, ничего не нужно. Мультики, реклама - ему всё равно, что там показывают, это просто отвлекающий фактор: ярко, громко, что-то "прыгает". Осознанность, когда малыш понимает, что в мультике происходит, приходит после двух лет. В два, два с половиной года можно посмотреть мультик 15 минут. Когда ребёнок полтора часа пялится в телевизор, он уже не понимает, что там происходит. Просто смотрит, потому что там всё двигается, шумит, а пользы никакой. Ребёнок, который так много времени проводит перед телевизором, становится возбудимым, зависимым от него и потому плохо управляемым, плохо ест, плохо спит, - предупреждает специалист.
А как же тогда многочисленные детские программы для планшетов и айпэдов, которые, как считается, развивают дошколят? С их помощью детвора учит английский, рисует, считает и прочее. Мама Даниила Романенко "за" развивающие программы. И часто ей самой интересно, во что же "играет" сын на планшете.
- Всё хорошо в меру, - говорит невролог. - Так же, как после 45 минут школьного урока детвора "вырывается на волю", чтобы погонять по коридору, нужно соблюдать график "игровых сессий" для малышей. Рекомендация следующая: 30-45 минут в день, при этом желательно разделять их по времени на 10-20 минут.
Здравый смысл родителей всегда подскажет, что если ребёнок "залипает" на интерактивных зверюшек, нужно показать ему настоящих котиков и собачек. Если увлечённо рисует на планшете, покажите, что можно и фломастером на бумаге поводить, нарисовать или раскрасить готовые рисунки.
Правильный "тайм-аут"
- Для ребёнка зимние каникулы - двойная перестройка: с напряжённого будничного ритма на "вольный" режим и обратно, - считает Татьяна Гончарова. - Это почти три недели сплошных праздников с насыщенной программой и многочисленными подарками, которые дети ждут с особыми надеждами и нетерпением. И вместо спокойного и плавного вхождения в отдых получается огромная психоэмоциональная нагрузка. Не только с жирным знаком плюс, у неё есть минусы: напряжение новогодних праздников порой приводит к нарушениям сна, повышенной утомляемости, вызывает торможение деятельности мозга.
В связи с этим специалист рекомендует не планировать большую программу развлечений. Первую неделю каникул школьник может позже ложиться и позже вставать. А дальше - пора перестраиваться. Например, вечером ложиться спать на 10 минут раньше, чем накануне. За пять дней до окончания каникул ребёнок должен вернуться в свой будничный график. И это касается не только сна и бодрствования, но и еды, прогулок, развлечений.
Желательно, чтобы хотя бы в каникулы ребёнок забыл о компьютере. "Стрелялки", "догонялки" требуют быстроты реакции, а нервная система должна отдыхать. Как и глаза, поэтому и мультиков желательно смотреть поменьше.
Чтобы занятия пошли на пользу
- Развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше не перепрыгивать возрастные "ступеньки".
- Консультация невролога поможет выявить проблемы в развитии, если они есть, и выбрать занятия, которые их скорректируют.
- Групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше трёх лет.
- Не следует пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Не отменяйте из-за занятий прогулки ни в коем случае!
- Любые уроки должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.
- Главный критерий успешных занятий - хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.
Ирина Розанова.
Теги: Донбасс, здоровье, ребенок, интеллект, развитие
- 14 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Мобільний центр зайнятості відвідав Шабельківку Краматорської громади16:00
- 13 листопада росіяни вбили 2 і поранили 8 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- На Донеччині примусово евакуюють дітей із Великоновосілківської громади08:00
- На Донеччині сапери вилучили снаряд від «Смерча» з приватного подвір’я16:00
- Окупанти на Донеччині скоротили термін дії "паспорта ДНР"14:00
- 12 листопада росіяни поранили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00