Закулисье "Ивана Васильевича....": Яковлев придумал сандалии, а Зайцев - костюмы

21.09.2013 12:03
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Наталья Селезнёва снималась в парике - так было в то время модно. А пела она в Крыму.
Наталья Селезнёва снималась в парике - так было в то время модно. А пела она в Крыму.

В конце 60-х, сразу после завершения работы над "Кавказской пленницей", Леонид Гайдай собирался экранизировать Михаила Булгакова. На "Мастера и Маргариту" не замахивался, а вот сделать кино по пьесе "Бег" очень хотел. Эта затея у него не удалась (в 70-м ставший культовым двухсерийный фильм по мотивам булгаковских произведений "Бег", "Белая гвардия" и "Чёрное море" выпустили режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов), зато Леонид Иович взялся за другую пьесу Михаила Афанасьевича. И 40 лет назад, 21 сентября 1973-го, на экраны вышла комедия "Иван Васильевич меняет профессию" (в прокате её посмотрели свыше 60 млн. зрителей), которая до сих пор остаётся одной из самых любимых лент на постсоветском пространстве.

Последние кадры снимали в Ялте

Сценарий к "Ивану Васильевичу..." (а пьеса Булгакова претерпела серьёзные видоизменения) Гайдай писал вместе с Владленом Бахновым, который был его соседом по лестничной площадке. Леонид Иович так увлёкся новой идеей, что отказался от предложения Эльдара Рязанова снять комедию "Невероятные приключения итальянцев в России", сценарий которой был написан как раз в подходящем для него эксцентричном стиле. И даже поездка в Италию не соблазнила Гайдая: мысленно он был в эпохе Грозного.

Погоня за демонами по Кремлю, народ у его стен, отправление дружинников на войну в течение недели снимали в Ростове-Ярославском.

- Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену "Проезд конницы Ивана Грозного". А тут как раз приехали иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Раз, второй…. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг, - вспоминал позднее Леонид Гайдай. - По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съёмку, они попросили подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в подаренные нами одежды.

Потом были натурные съёмки в Москве (проезды машин по улицам; вид города с высоты птичьего полёта, когда царь восторженно произносит: "Лепота"; звонки из телефонной будки) и - в декорациях "Мосфильма". Кстати, декорация лестничной площадки в подъезде Тимофеева в то же самое время, когда делался фильм "Иван Васильевич меняет профессию", использовалась и для съёмок другой культовой ленты - "Большая перемена".

К весне 73-го съёмочный процесс завершился. Но в двадцатых числах марта эпизод, когда Зина на берегу моря поёт "С любовью встретиться" ("Звенит январская вьюга…"), пришлось доснимать из-за брака плёнки. Делали это в Ялте, так что в ленте есть и кусочек Крыма.

"Железная маска" Гайдая

- Передо мной стояло задание сыграть похожих снаружи, но разных внутренне людей, - вспоминал Юрий Яковлев, воплотивший на экране и царя, и управдома Буншу. - Гайдай продумывал каждую мелочь: как мне сесть, встать, склонить голову. По его реакции догадаться, хорошо ты сыграл или плохо, было невозможно. Он носил "железную маску". Самой большой похвалой от него было: "Всё нормально". Не помню, чтобы он хоть раз засмеялся на съёмочной площадке. Зато прекрасно знал, в каком месте будут хохотать зрители.

Леонид Иович традиционно премировал артистов за креатив. Впервые сыгравший у него Яковлев уверяет, что именно он придумал эпизод, когда царь садится на трон, а Милославский видит на его ногах... сандалии. Юрий Васильевич же предложил сделать повязку своему герою Бунше, будто у того флюс.

В роли Жоржа Милославского, которую сыграл Леонид Куравлёв, Гайдай видел Андрея Миронова, снятого им ранее в "Бриллиантовой руке". Но худсовет решил, что тот на фоне Яковлева смотрится слишком "артистичным и излишне утончённым". Зато уж очень был хорош Куравлёв, прорекламировавший сберкассу, когда грабил квартиру Шпака ("Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе... Если, конечно, они у вас есть"), и дефицитные сигареты "Marlboro" - во время песни на царской трапезе.

Из других актёров, которые ранее не снимались у Гайдая, стоит отметить Нину Маслову, выигравшую спор за роль царицы Марфы Васильевны у Натальи Гундаревой, а также Наталью Кустинскую, сыгравшую пассию Якина-Пуговкина (всем запомнился эпизод, где она в телефонной будке выдаёт: "Вава, ты сейчас умрёшь! Якин бросил свою кикимору - и мы улетаем в Гагры").

Большинство актёров первой обоймы, сыгравшие в ленте эпизодические роли, ранее работали с Гайдаем. Михаила Пуговкина (режиссёр Якин), Савелия Крамарова (дьяк Феофан), Сергея Филиппова (посол) он особо не "пробовал".

В пьесе Булгакова инженера Тимофеева зовут Николай, однако в фильме Гайдая герой Демьяненко так и остался Шуриком. Наталье Селезнёвой, ставшей экранной женой изобретателя, пришлось побороться за роль с двумя тёзками - Гвоздиковой и Гундаревой. И хоть худсовет опасался, что за Селезнёвой слишком укрепился образ "хорошей девочки Лиды" из "Операции "Ы", Гайдай настоял, и утвердили именно её. А костюмы для её героини шил тогда ещё молодой, но уже достаточно известный модельер Вячеслав Зайцев.

Два Леонида - актёр Куравлёв и режиссёр Гайдай - в процессе съёмок за царским столом. Кстати, в сцене «банкета» режиссёр решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл всё натуральное (дешевле всего  обошлась «икра заморская - баклажанная»).  Когда сцену сняли, обнаружили,  что в кадр попала... бутылка боржоми.  Пришлось всё снова покупать и переснимать.

Два Леонида - актёр Куравлёв и режиссёр Гайдай - в процессе съёмок за царским столом. Кстати, в сцене «банкета» режиссёр решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл всё натуральное (дешевле всего  обошлась «икра заморская - баклажанная»).  Когда сцену сняли, обнаружили,  что в кадр попала... бутылка боржоми.  Пришлось всё снова покупать и переснимать.

Жену Бунши, управдомшу Ульяну Андреевну, могла сыграть Нонна Мордюкова. Но Гайдай предпочёл Наталию Крачковскую, которой досталось во время съёмок, наверное, больше других. Сперва ей, едва пришедшей в себя после воспаления лёгких, пришлось срочно набирать вес, чтобы "соответствовать образу". Потом - мучиться со сценой, где её героиня предстаёт лысой с фразой: "И тебя вылечат, и меня вылечат..." Стричься наголо актриса отказалась - у неё тогда были роскошные длинные волосы. "На купальную шапочку 10-летнего ребёнка нашивали бобрик. А потом я надевала рыжий обычный парик. Всё это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Рыдала..." - вспоминает Крачковская. Но всё это - цветочки по сравнению с эпизодом, когда её героиня перелезает со своего балкона на соседний, заметив там царя Ивана Грозного (которого, естественно, приняла за Буншу).

Зная, что Наталья Леонидовна жутко боится высоты, режиссёр схитрил. Он наобещал актрисе, что её будет страховать целая бригада в люльке - этажом ниже. Гайдай надеялся, что Крачковская не рискнёт смотреть вниз. Но, перелезая через перила балкона (на седьмом этаже!), она таки взглянула. От страха разжала пальцы и начала падать. К счастью, её подхватил находившийся рядом оператор. Больше актриса на уговоры не поддалась. Так что эпизода с перелезанием в картине нет.

Владимир Этуш, сыгравший стоматолога Шпака, жалуясь на лестнице овчарке: "Украли магнитофонов - три, курток замшевых импортных - три, портсигаров золотых, отечественных, - тоже три", на самом деле дрожал. Собака-то была без намордника. А на вопрос "Не укусит?" актёру ответили: "Всё может быть".

В июле 2007-го квартиру Этуша обворовали на самом деле. Вещей вынесли на 460 тысяч рублей. В Интернете тогда много шуточек ходило по этому поводу (проводили параллели с фильмом). Самое интересное, что один из воров, Автандил Рыков, оказался… поклонником Этуша. Узнав, кого он ограбил, преступник покаялся в письменном виде и принёс часть похищенного (что-то уже было реализовано) под дверь народного артиста.

- Когда работник милиции позвонил нам в Геленджик сообщить о краже, а я спросил, что же украли, он сказал: "Вы меня, конечно, извините, но не могу удержаться: "Всё, что нажито непосильным трудом - два магнитофона отечественных, три портсигара импортных…" Вы знаете, я уже так горд, что они хоть что-то вернули! Потому что воруют у многих, а возвращают далеко не всем. И я оказался в числе избранных, - признавался журналистам "Донбасса" Владимир Абрамович в феврале 2008 года.  

Обрезали погоню и интеллигенцию

Гендирекция "Мосфильма" оценила картину в целом положительно. Но без корректив, конечно, не обошлось.

Под сокращение попали: погоня за Милославским (в фильме осталось только её начало - когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли, к примеру, шикарный эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке...

Прошлись цензоры и по некоторым фразам. Так, в эпизоде приёма послов Бунша восклицал: "Мир и дружба!" Но в дубляже пришлось наложить: "Гитлер капут!" Во время царской трапезы управдом интересовался: "За чей счёт этот банкет? Кто оплачивает это обилие?" В ответ слышал: "Народ, ваше величество". Что в царские годы, что в советские власть имущие пировали за народный счёт (то же самое, впрочем, делают и сейчас). Но говорить об этом как-то стеснялись. Так что ответ в ленте звучит теперь так: "Во всяком случае, не мы". Ну, а репризу Бунши, возмутившегося музыкантами ("Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь"), и вовсе изъяли. В общей сложности фильм был обрезан на 177 метров плёнки. Но Гайдай постарался, чтобы на выходе всё смотрелось органично.

Лента получилась искромётной, где хороши и идея, и актёры, и режиссёрское воплощение, и музыкальное сопровождение ("Маруся молчит и слёзы льет...", "Вдруг как в сказке скрипнула дверь...", "С любовью встретиться" стали поистине народными песнями). Так что после очередного пересмотра "Ивана Васильевича…" постоянно хочется воскликнуть: "Я требую продолжения банкета!"


Андрей Питонов.

Теги: кино, режиссер, комедия, съемки, сценарий, Леонид Гайдай
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх