Ради зимней сказки Роу "украл" фигуристку

14.01.2013 11:40
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Эдуард Изотов и Наталья Седых, они же Иван  да Настенька, рассказали советским детям, что настоящая любовь даётся в награду за трудолюбие и вежливость.
Эдуард Изотов и Наталья Седых, они же Иван да Настенька, рассказали советским детям, что настоящая любовь даётся в награду за трудолюбие и вежливость.

Сгодня мы рассказыжем о том, как пятьдесят лет назад проходили съёмки одного из лучших фильмов Александра Роу, и как сложились судьбы актёров, исполнивших главные роли.

Инна Чурикова даже тонула с восторгом!

Когда Инна Чурикова увидела на экране, как она выглядит в роли Марфушки, сгоряча заявила, что больше никогда не будет сниматься в кино!

Когда Инна Чурикова увидела на экране, как она выглядит в роли Марфушки, сгоряча заявила, что больше никогда не будет сниматься в кино!

На самом деле в основу сюжета фильма легли сразу две поучительные сказки о том, что работящих и вежливых людей ждёт вознаграждение свыше: «Морозко» и «Иван - Медвежья голова». История получилась захватывающей и насыщенной событиями. Однако, по мнению самого режиссёра, успех картине обеспечили замечательные актёры. Главными знаменитостями была «заслуженная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер и уроженец Днепропетровской области, популярный актёр Александр Хвыля, запомнившийся как казак Чуб в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и священник из комедии «Королева бензоколонки» с его коронной фразой «Две по сто и в одну посуду. К полумерам не привык!» После роли Морозко артист много лет был главным Дедом Морозом страны на Кремлёвской ёлке. В Кремль его возила «персоналка» - почти как у членов Политбюро. Большой шутник Александр Леопольдович прославился своим приветствием: «Здравствуйте, дорогие дети Кремля!»

А вот сегодняшняя звезда театра и кино Инна Чурикова сниматься в «Морозко» пришла в статусе начинающей артистки, студентки театрального училища имени Щепкина.

- У нас была замечательная комедийная актриса Тамара Носова, и режиссер Александр Роу хотел её снимать. Но меня увидела в институте его ассистентка и предложила тоже попробоваться. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял, - со смехом вспоминает Инна Михайловна. - «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала всё, что просил Роу. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок - потому что он так требовал.

Никому неизвестными аргументами руководствовался режиссёр и при выборе кандидатки на роль главной героини Настеньки. Он пригласил юную фигуристку Наталью Седых, чьё выступление он накануне видел по телевизору. Её конкуренткой была Надежда Румянцева, к тому времени уже известная актриса. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам. А в хореографическом училище, где училась ясноглазая красавица, разразился скандал, ведь получилось, что Роу буквально «украл» у них талантливую ученицу!

И впрямь, «Морозко» оказал влияние на судьбу Натальи: фигуристкой она не стала. Впрочем, и актрисой кино прямо сразу - тоже. «Настенька» объездила весь мир с Большим театром в качестве балерины. Самой большой творческой удачей считает партию Китти в «Анне Карениной», где её партнёрами были сама Майя Плисецкая и Марис Лиепа. А с 1990 года Наталья Седых играет в театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.

Что касается её возлюбленного - и сценического, и первого в реальной жизни, актёра Эдуарда Изотова, сыгравшего Ивана, для него эта работа стала первой заметной ролью в карьере. После ему предложили сделать сольную программу с хором Пятницкого, настолько хорошо он пел! Однако Эдуард этим шансом не воспользовался: решил просто играть в театре, а петь для души. Вскоре он был задержан милицией за попытку обмена валюты (актёр готовился к покупке квартиры) и несколько лет отсидел в тюрьме. Этот опыт его сломал и на свободу он вышел тяжело больным и в физическом, и психическом плане. В итоге умер после инсульта.

Бабу-Ягу пришлось растереть водкой

Баба-Яга в сказке «Морозко» получилась ну очень правдоподобной! Даже взрослым не верится, что она всё же ненастоящая и играет её мужчина - Георгий Милляр!

Баба-Яга в сказке «Морозко» получилась ну очень правдоподобной! Даже взрослым не верится, что она всё же ненастоящая и играет её мужчина - Георгий Милляр!

Для многих поклонников фильма один из любимых персонажей сказки - это Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра. Между тем, ему пришлось побороться за возможность перевоплощаться в зловредную героиню, потому что сначала Роу искал на эту роль актрису. Ведь легендарную фольклорную бабушку ни разу не снимали в кино и никто не знал, какой она должна быть. Делали пробы даже с Фаиной Раневской и многими молодыми красивыми актрисами, почему-то считавшими, что ведьма должна быть неотразима. Режиссёр не соглашался с такой трактовкой и ждал удачи.

- Не женская эта роль! - вдруг заявил ему Милляр. - Ну какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гримёр только отвернётся - она тут же реснички себе подрисует.

И предложил в образе Яги себя. Александр Роу тут же согласился!

- В Ялте я увидел старушку: она пасла коз на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палка. Чем не Баба-Яга? - объяснял позже актёр. - А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить! Она всё время норовила сделать какую-нибудь гадость: то вещи испачкает, то в суп чего-нибудь подсыплет!

В итоге, Бабу-Ягу Милляр (между прочим, сын французского инженера-мосто­стро­ителя, уроженца Марселя, приехавшего в Россию на работу,) играл в восьми фильмах Роу. А конкретно в «Морозко» он снялся ещё и в небольшой роли разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок

Кстати, именно Милляр практически спас «Морозко». Было это так. Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, которую киношники в шутку называли ГигиРоу. Плёнка с отснятым материалом хранилась в подвале двухэтажного кирпичного дома, где жила съёмочная группа. Снимали всю зиму, плёнки упаковывали в целлофановые пакеты и укладывали в коробки. В конце февраля работа была почти закончена.

Однажды группа уехала доснимать какие-то незначительные кадры. Вдруг видят, к ним бежит женщина из деревни с криками: «Ребята! Скорей! Там трубу прорвало! Подвал с вашими плёнками затопило!» Киношники уж решили, что фильму конец. Но, подъехав к дому, увидели потрясающую картину: на снегу свалены коробки с плёнками, а Милляр, мокрый, в семейных трусах, босиком по снегу выносит из подвала последнюю коробку. На улице был 20-градусный мороз, а актёр то и дело нырял в затопленный подвал. Но подоспевшие коллеги тут же растёрли свою любимую Ягу его водкой и обошлось без болезней.

Хотя водку от Милляра порой приходилось прятать. Георгий любил выпить (всем алкогольным напиткам он предпочитал дешевый портвейн и тройной одеколон), хотя его никогда не видели в стельку пьяным - максимум навеселе. Но это не давало покоя Роу, с которым они были дружны и вне съёмочной площадки. И он придумал его женить, ведь до    65 лет Милляр ходил в холостяках, жил вместе с мамой в одной комнате в коммуналке. И выбрал ему в жёны 60-летнюю соседку Марью Васильевну. «Да мне уже не нужны мужчины», - пыталась сопротивляться невеста, когда ей делали предложение. «А я и не мужчина... Я Баба-Яга», - ответил ей Милляр. Свадьбу они сыграли в первый день съёмок «Варвары-красы, длинной косы» под Звенигородом.

Эффекты на зависть Голливуду

Известно, что сам Стивен Спилберг, один из самых успешных американских кинорежиссёров, назвал фильм «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда: именно из картины Роу черпали идеи создатели зрелищных спецэффектов, украсивших многие американские блокбастеры.

А ведь и впрямь фильм наполнен сказочными чудесами, выполненными с невиданным  мастерством для начала шестидесятых! На глазах у зрителей появляется и исчезает старичок-Боровичок, деревья мгновенно покрываются инеем, дубинки из ниоткуда падают на головы разбойников. А сани-самокаты чего стоят! Этот трюк делался методом обратной съёмки. Сани привязывали на длинном металлическом тросе к грузовику. При этом плёнка в кинокамере крутилась в обратном направлении. Впервые этот способ съёмки Александр Роу применил в 1937 году в кинофильме «По щучьему велению».

В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр использовал съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Морозко и Иван.

Для Бабы-Яги построили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую - танцующую - сделали из поролона.


Подготовила Ирина Панская.

Теги: кино, фильм, актер, зима, Инна Чурикова
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх