- 29 вересня росіяни вбили 2 і поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 28 вересня росіяни вбили 1 і поранили 14 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Краматорськ святкує день міста14:00
- 27 вересня росіяни вбили 1 і поранили 14 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 26 вересня росіяни вбили 4 і поранили 11 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Рятувальники доставили мешканцям прифронтових населених пунктів Донеччини понад 21 т гуманітарної допомоги15:00
Авдеевский моряк вернулся из рабства
Сегодня в Донецке встретили старшего помощника капитана многострадальной «Святой Софии» Александра Сорокотягина, который после годичного скитания прибыл на родную землю. Еще четыре человека остались на судне, превратившемся в бомбу замедленного действия
Еще во вторник Александр Сорокотягин находился на борту «Святой Софии». C Кипра самолетом прибыл в Киев, а вчера в восьмом часу утра на автобусе - в Донецк. Рейс, куда житель Авдеевки отправлялся на четыре месяца, растянулся на год и один день. О том, как наниматели «кидают» моряков и о своих мытарствах, старший помощник капитана рассказал «Донбассу».
Скитания «Святой Софии»
Едва тридцатилетний моряк ступил на донецкую землю, из прибывшей его встречать машины выбежали две красавицы-блондинки: жена Елена и дочь Диана. Пятилетняя малышка, вся в беленьком, как ангелочек, вспрыгнула на шею отцу и уже не отпускала в процессе всего разговора. «Как же ты выросла», - шепнул он ей, уткнувшейся в папину щеку.
В море Александр с 1998 года. Но в такой переплет попал впервые. Сухогруз под флагом Коморских островов еще в январе должен был стать на ремонт в Ильичевске. Но хозяин решил сгонять его еще в один рейс. И ржавое судно с барахлящим двигателем двинулось в Турцию с обещанием, что по возвращении станет на ремонт в Херсоне. Уже позже новая команда узнала, что прошлый экипаж до сих пор выбивает свои деньги. Но было поздно - моряки попали в западню. Механики постоянно ремонтировали «Святую Софию». Та продержалась. А после разгрузки ребята вместо денег получили новое задание.
- Зарплату мы стали требовать с апреля, - рассказывает Сорокотягин. - Постоянно были обещания: дойдете туда-то, с вами рассчитаются... Но не тут-то было. После Турции мы пошли на Бейрут, потом - в Сирию.
Там загрузили 4 тысячи 186 тонн фосфатных удобрений и направились в Индию.
Во время нашей беседы Диана не отпускала Александра Сорокотягина ни на миг. Словно боялась, что папа опять исчезнет из ее жизни.
Обросшее ракушкой судно шло очень медленно, со скоростью 6,8 мили в час. А перед Суэцким каналом моряки увидели «красный» свет. Владелец отказался выложить арабам сумму, запрашиваемую ими за проход (по словам старпома, речь идет о 244 тысячах долларов - почти столько же сейчас должны членам экипажа). В двадцатых числах июля аварийноопасное судно стало на дальнем рейде, в 28 км от египетского берега. С той поры никакой поддержки от владельцев «Святой Софии» не было.
«Наше судно - бомба замедленного действия»
- Последний раз нам доставили продукты в конце июня. Доедали запасы: тушили и варили фасоль (я ее и раньше не любил, а теперь, наверно, вообще есть не буду), пекли лепешки из муки. Ставриду ловили, когда удавалось, - продолжает Сорокотягин. - А потом настала пора, когда огонь пришлось разводить из аварийного материала судна.
Та самая «Святая София».
Усталость металла («Святая София» - 1972 года рождения) дала о себе знать. В трещины в корпусе хлынула вода, подтопившая машинное отделение. Из строя вышли генераторы и двигатель. Не было даже аварийного освещения. Более двадцати украинцев оказались в нейтральных водах без света на сухогрузе, готовом вот-вот уйти на дно Средиземного моря. Чтобы залатать дыры, сделали так называемый цементный ящик. Но цистерны, находящиеся под давлением, могло прорвать в любой момент. На сигналы SOS и сигнальные ракеты никто внимания не обращал.
- Дважды в нас чуть не въехал танкер, - вспоминает Александр. - Мы же были обесточены. Бегали ночью с фонариками, светили. Потом у рыбаков, с которыми едва разминулись, махнули швартовые на мигающую лампу. Удивляет равнодушие египетских властей, не позволивших нам войти в Порт-Саид! Ведь наше судно - бомба замедленного действия, которая может в любой момент взорваться! Такое впечатление, что они только и ждали, чтобы «Святую Софию» покинул последний представитель команды. После этого, по негласным правилам, первые поднявшиеся на борт получают корабль как приз. Потом ищут владельца и запрашивают у него выкуп. К нам даже приезжали, предлагали: «Отдайте кондиционер, он же вам всё равно не нужен. Судно ведь - металлолом».
«А куда я денусь?»
Шум, который подняли родственники членов экипажа, услышали представители благотворительного фонда «Ассоль» (основан при поддержке Сергея Тигипко для оказания помощи украинским морякам, терпящим бедствие). С их помощью вскоре на судно доставили провизию, большую часть экипажа переправили домой. С августа там остались лишь пятеро: капитан, старпом, механик, матрос и повар. Они-то и привели 21 ноября сухогруз на Кипр, где тот был арестован портовой властью из-за несоответствия технического состояния международным требованиям и за невыплату зарплаты. За дело взялись консул и адвокаты. Похоже, лишь после продажи «Святой Софии» с аукциона экипаж сможет получить свои деньги.
- В следующий рейс пойдешь, когда позовут? - интересуюсь на прощанье.
- А куда я денусь? - пожимает плечами старпом.
Четверо всё еще там...
- Сейчас на судне - четверо моих товарищей. В ближайшее время должны поменять старшего механика и матроса. А повар-одессит и капитан-мариуполец останутся, предположительно, до конца января-начала февраля, когда будет окончен суд, - объясняет Сорокотягин. - Мы разочаровались не только в международных конвенциях (помощи не было!), но и в нашей власти, которой передали все документы, где указаны фамилия владельца (одесский политик Александр Кисель) и название компании-оператора, которая отдавала нам распоряжения. И никто до сих пор не понес ответственности, что нас удерживали в море такой период времени! Это даже не пиратство, это - рабство. Психологические проблемы, конечно, есть у всех. Год находиться на судне и десять месяцев не ступать на сушу - это что-то да значит... Спасибо семье, - нежно обнимает он Елену. - Звонила, поддерживала.
Андрей Кривцун. Фото автора.
Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, Авдеевка, рабство, судно, моряк
- 29 вересня росіяни вбили 2 і поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 28 вересня росіяни вбили 1 і поранили 14 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Краматорськ святкує день міста14:00
- 27 вересня росіяни вбили 1 і поранили 14 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- СБУ оголосила у розшук трьох «парламентаріїв ЛНР»14:00
- 26 вересня росіяни вбили 4 і поранили 11 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00