- Сирський побував у підрозділах на Донеччинні16:00
- Майже 700 школярів Донеччини отримали ноутбуки для дистанційного навчання14:00
- 28 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- На півночі Донеччини скорочено подачу води - ОВА10:30
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 27 листопада росіяни вбили 2 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- У Кураховому залишаються 625 осіб - ОСУВ "Хортиця"16:00
- Почалася евакуація мешканців прифронтової Донеччини до Івано-Франківської області13:00
- 26 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
Школьник из Мариуполя заинтересовал ученых Национальной академии наук
Разработками десятиклассника Федора Ходченко заинтересовались ученые Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства Национальной академии наук (НАН) Украины. Они заприметили талант на всеукраинской летней школе информационно-телекоммуникационных технологий от Малой академии наук, где юноша представил программный модуль для работы с 3D графикой.
Виртуальный музей сделали бы быстрее
Компьютерными науками он всерьез заинтересовался еще в седьмом классе. Уже тогда, немного изучив язык программирования Pascal, создал свою первую игру «Лабиринт» для операционной системы MS-DOS, где стены запутанной сети дорожек были в виде плюсиков, а главного персонажа символизировал нолик. Во втором полугодии юноша постепенно начал осваивать Delphi и OpenGL. Не сам, конечно. Постигать азы, в том числе и программирования компьютерной графики, помогали на специализированных курсах, на которые Федор времени не жалел.
Еще один знаковый момент в жизни школьника - знакомство с педагогом Андреем Быковым, который стал его научным руководителем и пригласил юное дарование учиться в мариупольский комплекс «Технический лицей - общеобразовательная школа ІІ степени». Будучи восьмиклассником, Федор начал разрабатывать свой собственный модуль для работы с 3D-графикой - тот, который в 2011 в виде проекта «Объектно-ориентированный модуль GLMax для разработки программ, которые используют трехмерную графику» заинтересовал ученых Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины. Там к работам на основе 3D-графики подошли вплотную и недавно даже создали виртуальный музей палеонтологии. Как отметил руководитель проекта Андрей Гончар, при помощи модуля школьника работу можно было закончить ранее, чем за потраченных полгода. А его коллега - зам. директора института Алексей Лебедь подытожил: «Модуль, который создал ученик, можно использовать во взрослых разработках, в том числе и в нашем институте».
Так выглядит рабочий процесс создания игры о путешествиях чайника на мониторе юного дарования.
Говоря проще, за несколько лет Федор Ходченко создал электронную библиотеку с массой готовых инструментов, которая позволит программистам, разрабатывающим игры или научные проекты, впятеро сократить время работы по созданию 3D-графики. Зачастую им приходится для каждого конкретного случая писать отдельную программу, школьник предложил не делать этого, а пользоваться заготовками его модуля - собирать проекты из уже готовых элементов или блоков универсальных программ. Кроме того, мальчик предусмотрел, что модуль можно установить в любой проект.
- Существует много трехмерных движков, но зачастую они навязывают определенную структуру пользователю. Это не всегда удобно. Я решил создать модуль с другой архитектурой, более гибкий, настраиваемый. То есть содержащий только детали будущих программ, а люди, как из частей конструктора, будут делать готовый продукт, - отмечает Федор Ходченко. - Свой модуль я создавал в течение трех с половиной лет. Если бы занимался только этим, понадобилось не более полугода. Сейчас хочу довести работу «до ума» и выложить в Интернет на файлообменник, чтобы все желающие могли свободно пользоваться. Конечно, постепенно буду добавлять туда и новые элементы.
Модуль уже опробовали друзья юного изобретателя, да и сам автор прибегал к его помощи в создании четырех игр. Одну из них - путешествие трехмерного чайника по виртуальным лабиринтам сделал за три дня, правда, пока она только одноуровневая. Из последнего - аркадный автосимулятор, где болид Формулы-1 ездит по пересеченной местности. Федор планирует доработать его и превратить в сюрреалистический многоуровневый квест, чтобы машина в дальнейшем могла летать или телепортироваться, а проходящий игру - решать головоломки.
Обучать персонал выгоднее на симуляторах
С помощью модуля Федора можно быстрее писать не только игры, а создавать целые научные проекты. Это юноша хочет доказать уже в следующем году - на очередном конкурсе научно-исследовательских работ МАН, разработав уже физический движок для систем моделирования.
- Например, допустим «Укртелеком» хочет внедрить у себя новое оборудование, причем мгновенно. Времени на обучение персонала не хватает, да и допускать к дорогим агрегатам неподготовленные кадры не хочется. В этом случае можно создать модель целого комплекса механизмов в 3D, причем не просто визуализировав ее, а задав реальные физические параметры, сделать полноценный симулятор с точными расчетами, позволяющими проводить инженерные испытания, - рассказывает Федор, и у него горят глаза в предвкушении новой разработки.
Сам школьник также мечтает быть инженером и работать над проектами по моделированию запуска космических кораблей или самолетов, но впереди у него обучение в выпускном классе и выбор вуза. В том, что учебное заведение будет с техническим уклоном, у юноши сомнений нет.
- Мне нравится математика, физика. Сейчас хочу воссоздать «Катушку Тесла» - мне интересно, как это работает. Я технарь. Но, несмотря на это, есть пара увлечений, которые меня «выбивают» из этого образа. Например, я рисую пейзажи - это скетчи карандашом, пишу мистико-философские рассказы. Но в будущем вижу себя сотрудником компании, которая позволила бы мне развиваться и работать над собственными проектами как инженеру, - мечтает Федор Ходченко.
Что же, у этого школьника есть перспективы. Несмотря на то, что аналогичные его модулю проекты неоднократно появлялись в мире, Федор еще раз доказал, что «знать путь и пройти его - не одно и то же». Тем более в таком возрасте.
Виктория Гончарова. Фото автора.
Теги: Донбасс, Донецкая область, школьник, Мариуполь, ученые, графика, информационные технологии, 3D, область
- Мариупольского школьника наградили за помощь ГАИ
- Волонтеры выручают Мариуполь
- Родителям школьников предлагают оформить страховки на детей
- Мариупольские школьники снимают фильм о наркотиках (ВИДЕО)
- «Хрустальная сова» в квартире вдохновляет известного знатока
- Мариупольских школьников и студентов благословили
- Сирський побував у підрозділах на Донеччинні16:00
- Майже 700 школярів Донеччини отримали ноутбуки для дистанційного навчання14:00
- 28 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- На півночі Донеччини скорочено подачу води - ОВА10:30
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 27 листопада росіяни вбили 2 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- У Кураховому залишаються 625 осіб - ОСУВ "Хортиця"16:00
- Почалася евакуація мешканців прифронтової Донеччини до Івано-Франківської області13:00
- 26 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00