У волновахских собирателей фонарей оказались экземпляры с черепами и "хвостами" (ФОТО)

03.11.2013 11:53
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Виталий Деревянко с фонарём, украшенным современными элементами ковки (его берут с собой на природу),  а Константин Макаренко с тем самым - "черепным".
Виталий Деревянко с фонарём, украшенным современными элементами ковки (его берут с собой на природу), а Константин Макаренко с тем самым - "черепным".

Виталий Деревянко и Константин Макаренко, работающие в цехе текущего ремонта тепловозов (ТР-3) локомотивного депо Волноваха, являются не только продолжателями трудовых династий, но и зачинателями нового, интереснейшего дела. Они собрали уже более 20 железнодорожных фонарей различных конструкций, самый старинный из которых датирован 1934 годом. Накануне Дня железнодорожника (отмечается 4 ноября) мы побеседовали с ними о необыкновенной коллекции.

На железной дороге Виталий Деревянко трудится 26 из своих 48 лет. Начинал слесарем, сейчас зам. начальника по ремонту. Путейцем был отец - в прошлом главный инженер Волновахской дистанции пути. Старший брат Владимир работает помощником машиниста.

"Собирать связанные с железной дорогой фонари я начал лет 15 назад, - делится Виталий Николаевич. - Первый интересный экземпляр, найденный когда-то отцом, случайно обнаружил в сарае. Приспособил его в доме под светильник. Позже принёс на работу, вместе с очередной находкой. С Константином Макаренко почистили фонарь, покрасили. И поставили в кабинете. Коллеги, увидев это, подарили кое-что из своих запасов. Пособили и пенсионеры-железнодорожники".

Потом Деревянко и Макаренко стали искать фонари уже целенаправленно. Находили их на чердаках, в порезанной на металлолом снегоуборочной машине. У кого-то старинные "светильники" покупали. Кто-то - отдавал: "Всё равно пылится. А вы, глядишь, до ума доведёте, да молодёжи покажете, с чем работали их предшественники". И доводили. И показывали.

В их коллекции есть световые приборы всяческих конфигураций. Одними пользовались кондукторы, другими - работники переездов, третьими (как правило, с керосиновой горелкой) - станционные смотрители, когда выходили "маячить" ими перед поездами в тёмное время суток, обеспечивая безопасность движения.

"Этот - с просверленными отверстиями, которые образуют форму черепа, а также надпись "ЗАРАЖЕНО", - принесли ребята с восстановительного поезда, - демонстрирует Виталий Николаевич необычный экземпляр 1964 года рождения. - Раньше, в случае аварии и разлива опасного груза, к примеру, ядохимикатов, заражённое место по периметру обставляли такими фонарями, внутри которых расположена керосиновая горелка. Издали создавалось впечатление, что на земле стоят огненные черепа".

Не менее увлечённо рассказывает о коллекции и 35-летний старший мастер цеха ТР-3 Константин Макаренко, связавший свою жизнь с железной дорогой в 2001-м. Дед его был машинистом паровоза ещё во время войны. Позже эту же профессию, но уже на теп­ловозе, освоил отец.

"Здесь у нас - фонарь с двойным светом. С одной стороны белый - для осмотра, с другой - зелёный, сигнальный. А такой вешался в хвост поезда. Типа габаритных огней. Он так и назывался - хвостовой. Хотя некоторые "тёщей" величали, - улыбается Константин. - Даже выражение ходило "подвесить тёщу", означающее - установить хвостовой сигнал. Видите - тут специальный кронштейн имеется? А на вагоне был крепёж".

По словам Макаренко, последний на данный момент экземпляр появился этим летом. В фонаре чешского производства источником света служит открытое пламя струи сжигаемого ацетилена, который, в свою очередь, получается из химической реакции карбида кальция с водой.

Все раритеты - действующие, доведены до ума стараниями Виталия Николаевича и Константина. На День мастера, летом, когда среднее руководящее звено выезжает с ночёвкой на природу, прихватывают с собой и пару-тройку свечных фонарей квадратной формы. Тех самых, что применялись в теплушках, где использовать керосиновые было опасно.

"Покупаем свечи диаметром 15-20 миллиметров, открываем окошко, вставляем в специальное отверстие, поджигаем, и получается бесподобный антураж на лоне природы", - делятся коллекционеры.

Вчера их депо исполнился 131 год. Деревянко и Макаренко мечтают создать музей родного предприятия, где среди исторических документов, снимков, разнообразных наград, фуражек, флажков, гудков, монометров, заводских табличек с тепловозов, уже канувших в небытие, достойное место займёт и их удивительная коллекция железнодорожных фонарей.


Андрей Кривцун.

Теги: Донбасс, фото, Волноваха, Донецкая железная дорога, фонари, коллекция
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх