- Окупанти вдарили по Костянтинівці: є загиблий і поранені16:00
- 2 грудня росіяни вбили 1 і поранили 3 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Лимані затримали 67-річну шпигунку росіян16:00
- 1 грудня росіяни поранили 5 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 30 листопада росіяни вбили 2 і поранили 4 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 29 листопада росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
Он воспел шахтёрский край и получил сталинский нагоняй
2 мая исполняется 105 лет со дня рождения Леонида Лукова - легендарного режиссёра, появившегося на свет в Мариуполе и создавшего немало картин о нашем крае. "Герои должны проецироваться на живую жизнь, только тогда они будут убедительны", - говорил он. Получалось не всегда, учитывая, что работать приходилось по указке советской цензуры. Но Луков старался, наполняя свои фильмы сердечностью и потрясающими песнями, которые популярны и сейчас.
Зачем отдал "курганы" врагу
Будущий режиссер начал свою трудовую деятельность в двенадцатилетнем возрасте: перетаскивал из кинотеатра "Гигант" в "XX век" и обратно жестяные коробки с фильмами. Происходящее на экране очаровывало, и Лёня поступил в мариупольский драмкружок "Юный актёр". "Пусть покажется сейчас невероятным, но в 14 лет я уже играл Чацкого", - вспоминал он.
Двадцатые годы протекали бурно. В степях Приазовья бушевала гражданская война. Мариуполем завладевали то махновцы, то белоказаки. В марте 1924 года Леонид Луков получил удостоверение бойца части особого назначения и трехлинейку. Тогда же он впервые попробовал себя в роли литератора.
"Когда один из моих рассказов вдруг был напечатан в газете "Наша правда" (теперь - "Приазовский рабочий" - Прим. ред.), я обрёл неимоверную уверенность, - признавался наш земляк. - Героями моих заметок и статей были шахтёры, их цельные и сильные характеры. Несколько лет спустя, будучи уже в Харькове, я написал свой первый сценарий "Ванька и мститель". Его поставили на Киевской киностудии. Так я впервые увидел свой замысел на экране, и меня увлекла профессия кинорежиссёра".
В Харькове же Луков сколотил кружок из 13 человек. Эта "чёртова дюжина" - все фанаты кинематографа - под руководством Леонида сняла несколько короткометражек. В том числе - о взрыве Мариупольского собора.
Уже второй свой фильм в качестве режиссёра Киевской киностудии он посвятил Донбассу. "Это была картина "Итальянка". Борясь за уголь, комсомол шлёт своих лучших сынов на шахты, изгоняет из своих рядов трусов и дезертиров", - делился Луков.
Потом были "Молодость", "Я люблю". А в 39-м режиссёр снял фильм "Большая жизнь", в основу которого лёг роман Павла Нилина "Человек идёт в гору (Очерки обыкновенной жизни)". Лента о жизни донецких горняков стала лидером проката (её посмотрели более 18,6 млн. человек), а сыгравшие главные роли Борис Андреев (Харитон Балун), Пётр Алейников (Ваня Курский) и Марк Бернес (инженер Петухов) всегда принимались в наших краях как свои.
Кстати, съёмки Луков начал с родного Мариуполя, куда прибыл с оператором Иваном Шеккером, женой, артисткой Верой Шершневой, вторым режиссёром Борисом Каневским и актёром Лаврентием Масохой. Затем съёмочная группа отправилась в Хомутовскую степь и столицу края, а уж оттуда - в Киев. Есть мнение, что именно в Хомутовской степи у Лукова возникла мысль о том, что киноленте нужна композиция, где воспевались бы донбасские пейзажи. Великолепные слова написал Борис Ласкин. А вот композитору Никите Богословскому над мелодией для песни "Спят курганы тёмные", ставшей неофициальным гимном Донбасса, пришлось потрудиться.
"Я бился над музыкой долго и… безуспешно, - признавался Богословский. - И вот в очередной раз ко мне пришёл Луков - весёлый, чернобровый, богатырского сложения, громогласный: "С оркестровой музыкой у нас всё в порядке, а песни ещё нет. Готова она наконец?" - спросил он, ранее отвергший бесчисленные варианты. Узнав, что не готова, крайне резко поговорил со мной и ушёл, хлопнув дверью. Его поджимали сроки - картина должна была вот-вот сдаваться и сразу же выйти на экран. Очень расстроенный, я сел к роялю и стал машинально перебирать клавиши. И вдруг среди невнятных аккордов нащупал какую-то певучую интонацию. Зацепился за неё, и через час мелодия песни, хорошо увязанная со стихами, была готова. Несмотря на поздний час, я позвонил Лукову, жившему в той же гостинице. Он пришёл, послушал и сказал: "То, что надо! А я уже думал расторгать с тобой договор".
По настоянию Лукова песню в фильме исполняет Лавр Масоха, сыгравший отрицательного персонажа, сына кулака Макара Ляготина. "Враг-то он враг, но подделывается под хорошего донбасского парня. И это будет проверка для песни: если она действительно получилась, то народ её запоёт", - пояснял своё решение Леонид Давидович. "Курганы" проверку выдержали.
Военные шедевры создал в Узбекистане
С начала войны и до 1943 года Луков работал на Ташкентской киностудии, где снял фильм "Александр Пархоменко" (его даже специально переводили на украинский язык и забрасывали нашим партизанам, чтобы поднять боевой дух) и легендарную ленту "Два бойца", повествующую о фронтовой дружбе уральского сталевара Александра Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина.
На роль рассудительного Саши с "Уралмаша" мариупольский режиссёр утвердил Бориса Андреева, хоть тот и крепко пил тогда, даже срывал съёмки. А весельчаком Дзюбиным, опять же по настоянию Лукина, стал Марк Бернес, несмотря на то, что претендовали Николай Крючков и Пётр Алейников. Колоритному одесскому говору Бернеса учил раненый балаклавец, лечившийся в ташкентском госпитале. Внешний облик Дзюбина помогла создать неопытная парикмахерша, жутко обкорнавшая Марка…. на радость Лукову. "Точное попадание в образ", - потирал руки режиссёр.
Именно с подачи Леонида Давидовича в "Двух бойцах" зазвучали созданные Богословским "Тёмная ночь" и "Шаланды, полные кефали".
Без первой у режиссёра не получалась сцена в землянке, которую он так мастерски изобразил композитору, что тот буквально сразу же сыграл нужную мелодию. "Это было со мной первый (и, очевидно, последний) раз в жизни, - признавал Богословский. - Поэт Агапов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи "Тёмная ночь" на уже готовую музыку. Глубокой ночью растолкали мирно спавшего после трудных съёмок Бернеса, откуда-то раскопали гитаристов и поехали на студию. Звуковой павильон оказался, конечно, заперт, но Лукова остановить уже было нельзя. Замок взломали, и запись была сделана, хотя обычно Марк работал над каждой фонограммой долго и трудно. На следующее утро съёмка сцены в землянке шла уже под эту песню".
Ну, а "Шаланды" создали, поместив в газетах объявление с просьбой явиться в студию гражданам, знающим одесские песни. Наслушавшись этих народных исполнителей, Богословский сочинил очередной шедевр, который Луков отстаивал на всех обсуждениях и худсоветах. И ведь отстоял!
"Никогда ранее, да и впредь мне не приходилось встречать режиссёра, который умел бы так проникать в душу актёров, как Леонид Луков", - признавал Марк Бернес, который после выхода фильма "Два бойца" получил орден Красной Звезды и стал почётным жителем Одессы.
Большой провал второй "Большой жизни"
С 1943-го Луков работал на московской киностудии им. Горького. И, к сожалению, яркими работами больше не отметился, хоть снял такие известные фильмы, как "Это было в Донбассе", "Донецкие шахтёры", "Олеко Дундич", "Разные судьбы".
Совершеннейший провал вышел со второй частью "Большой жизни". И сюжет Луков с Нилиным взяли актуальный: горняки стремятся как можно скорее восстановить искалеченные оккупантами шахты и дать необходимый воюющей стране уголь, и актёры были те же, что в первой части. Но сосредоточились не на "ура-патриотизме" и трудовых подвигах, а на затопленных шахтах, развалинах, тяжелейших бытовых условиях, личных взаимоотношениях героев. Многое, честно говоря, было притянуто за уши, картина вышла куда бледнее первой части.
В августе 46-го новую работу Лукова в пух и прах разнёс лично Сталин ("Больно смотреть на изображения наших людей. Малокультурные, пьяницы, малопонимающие в современной механизации - это не те люди, которые сейчас там работают. Нужно не переделать, а сделать заново. Показать не собачевки и шанхайчики, а современный Донбасс"), а в сентябре вышло постановление ЦК ВКП (б), закрывшее картине дорогу на большой экран.
К зрителям переделанная вторая серия "Большой жизни" добралась лишь в декабре 1958-го. В 63-м, за год до смерти Лукова, вышла новая редакция картины (цензоры "зачистили" в первой части сцены, где видны портреты Сталина и других "опальных" на тот момент вождей), в 1973-м появилась очередная версия (с ранее "зарубанными" эпизодами, с новой озвучкой - в частности, "Спят курганы тёмные" вместо Масохи исполнил Валерий Золотухин).
Леонид Луков умер 24 апреля 1964 года в Ленинграде на съёмках фильма "Верьте мне, люди". Похоронен уроженец Мариуполя на Новодевичьем кладбище. После смерти режиссёра выяснилось, что он перенёс три незарегистрированных инфаркта. Ему было всего 53 года, ещё снимать бы и снимать. Но слишком много сил положил на создание и "пробивание" своих хороших фильмов. Безусловно, рвали сердце и душу "роды" второсортных лент - в угоду советскому руководству.
Вернулся на родину в виде... кинотеатра
"Мне часто вспоминается дом, в котором я родился, улицы, по которым бегал босиком, ровный шум морского прибоя и степи - дали просторных донбасских степей, куда меня тянуло всю жизнь неудержимо", - признавался Луков, который каждый раз, когда работа над фильмами проходила в Донбассе, старался привезти съёмочную группу в родной Мариуполь, показать дом №18 на улице Карла Либкнехта, где он родился и жил.
В кинотеатре им. Лукова сейчас ремонт.
Город у моря не забыл своего славного сына. Именем Лукова назвали специализированный детский кинотеатр, появившийся в Мариуполе в начале 80-х. В сентябре 2010-года он осовременился и вошёл в состав культурно-развлекательного комплекса "Лукоморье". Стараниями директора кинотеатра Аллы Паниной, которая встречалась с родственниками Леонида Давидовича, здесь появились бюст режиссёра, его портрет, трость и другие личные вещи.
Андрей Питонов, Марина Литвинова.
Теги: Донбасс, кино, Мариуполь, режиссер, Леонид Луков
- В Мариуполе заметили Богдана Ступку и других известных актеров (ФОТО)
- Эпизод "Однажды в Ростове" снимут на мариупольском меткомбинате
- В Мариуполе сняли мистический фильм
- Слухи о болезни Богдана Ступки оказались сильно преувеличены
- Жителей Мариуполя снимут в кино
- Богдана Ступку на съемках в Мариуполе подвело сердце
- Окупанти вдарили по Костянтинівці: є загиблий і поранені16:00
- 2 грудня росіяни вбили 1 і поранили 3 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Лимані затримали 67-річну шпигунку росіян16:00
- 1 грудня росіяни поранили 5 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 30 листопада росіяни вбили 2 і поранили 4 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 29 листопада росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00