- 1 грудня росіяни поранили 5 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 30 листопада росіяни вбили 2 і поранили 4 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 29 листопада росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- Сирський побував у підрозділах на Донеччинні16:00
- Майже 700 школярів Донеччини отримали ноутбуки для дистанційного навчання14:00
- 28 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- На півночі Донеччини скорочено подачу води - ОВА10:30
Ведро кокса и антрацита можно насобирать за четверть часа!
Полторы тонны угля заготовила впрок семидесятилетняя пенсионерка из Волновахского района. Подобно другим жителям пристанционных посёлков Донецкой железной дороги она полностью обеспечивает себя печным топливом. За процессом заготовки антрацита и кокса к будущему отопительному сезону проследил наш корреспондент.
Обгоняют поезда детскую коляску
Одуванчики в полосе отчуждения на железнодорожном перегоне Великоанадоль - Южнодонбасская никоим образом не ассоциировались с грядущим отопительным сезоном. По сути дела, разум отказывался представить засыпанный искрами росы уголок природы в мрачных одеяниях осени. И всё-таки один дальновидный человек нашёлся. Сухонькая, словно перезревший стручок жёлтой акации, старушка катила по проложенной на обочине железнодорожной насыпи детскую коляску. Скрипучее транспортное средство эпохи развитого социализма изяществом форм не отличалось, зато обладало одним завидным качеством - чрезвычайной прочностью. Судя по всему, коляска послужила верой и правдой не одному младенцу.
- Совершенно верно,четверых внучек откатала, - подтвердила назвавшаяся Галиной Петровной старушка. - Берегла для правнуков, но, как оказалось, напрасно.
- Что, Господь не дал?
- Ну, ещё чего,- возмутилась Галина Петровна. - Трое их у меня... Наше семейство родовитое. Только старшая внучка против своей бывшей коляски восстала: "Ты, бабушка, хочешь, чтобы люди над нами смеялись?". Как будто она не в этой коляске выросла... Но не пропадать же добру. Приспособила для перевозки угля. Транспортное средство действительно по самые борта было наполнено мелкими обломками антрацита и более крупными - кокса.
- Откуда уголёк, если не секрет?
- Да не из шахты... Вот он, уголёк. Собирай, не ленись. Я этой весной уже тонны полторы заготовила.
- И кто его разбросал вдоль путей?
- Железнодорожники, - ответила Галина Петровна. - В вагонах такие прорехи, что порой сама удивляюсь: как они с грузополучателями по миру не пошли?
По словам пенсионерки из пристанционного посёлка, ведро кокса и антрацита можно насобирать за четверть часа.
Что упало - то не пропало
Поработать в качестве фотомодели добытчица печного топлива наотрез отказалась. Не позволила она запечатлеть и транспортное средство со скрипучими колёсами:
- Чего доброго, старшая внучка опознает. Она у нас строгая, в больших начальниках ходит. Скажет: "Зачем меня позоришь? Я тебе деньги каждую осень на уголь даю, а ты, как нищенка, каждой шпале кланяешься". Она, конечно, права. Только мне совестно у внучки на шее сидеть. Я деньги-то складываю до кучки, а когда время помирать придёт, верну всё до копейки... Да и грех на печи лежать, если хоть малость силёнок осталось. Иногда за день по две-три ходки делаю. Сегодня семь-восемь вёдер, завтра такое же количество соберу.
Адресом хозяйки транспортного средства я не поинтересовался. И так понятно, что живёт она где-то рядом с вокзалом станции Великоанадоль. Спустя двадцать минут на перегоне попались ещё две живые души. Молодые люди одеты в оранжевые куртки путейцев, один из них катит велосипед, на руле которого позвякивают косы. По моей просьбе за полторы минуты насобирали горсть кокса.
- Это то, что слетает на ходу из вагонов, - объяснил назвавшийся Олегом парень. - А просыпавшуюся из щелей мелочь так и не сосчитать вовсе… Вот местные и пользуются. Себе прибыль, да и нам помощь. Как-никак, а обочину очищают... Мы, конечно, люди маленькие, в высших сферах не вращаемся, но тоже кое о чём наслышаны. Так, один дырявый вагон на ста километрах пути теряет от сотен килограммов до нескольких тонн сыпучего груза. А с песком и вовсе сплошной прикол. Иногда вагоны прибывают в пункт назначения полупустыми… Кто оплачивает потери? Да сама же дорога и оплачивает. Вместо того чтобы на эти деньги закупить новые вагоны… Кстати, если хотите посмотреть, в каком состоянии пребывает подвижной состав, пройдите на запасные пути. Там отстаиваются самые настоящие развалины на колёсах.
Вплоть до экскурсии по одуванчиковому перегону я наивно полагал, что единственная прореха во всём железнодорожном транспорте - это щель в окне купе поезда Луганск - Симферополь, которую мы с попутчиками полночи конопатили одолженными у проводницы тряпками. Однако посещение запасных путей станции Великоанадоль опровергло прежнее мнение. В общей сложности я насчитал только на двух вагонах восемнадцать щелей общей протяжённостью около десяти метров. Их ширина от полутора до пяти сантиметров. Правда, кое-где были видны следы попыток предотвратить потери сыпучих грузов. В частности, попадались остатки строительной пены, а самая обширная прореха оказалась законопачена останками джинсовых брюк.
Не счесть числа прорехам.
Развалины на колёсах
Чтобы не быть голословным, помимо фотодокументов, предпринимаю попытку обзавестись письменными подтверждениями. В итоге удаётся раздобыть два акта проверки состояния подвижного состава, проследовавшего через узловую станцию Волноваха: "Щели небрежно заткнуты ветошью и полиэтиленом. Одна из них размером пять на пятьдесят сантиметров и вовсе не законопачена. Предположительно, потеря груза (антрацит мелкой фракции) превысила две тонны". А также: "При осмотре трёх гружённых мелкими фракциями угля вагонов обнаружены многочисленные щели длиной в семьдесят и шириной до четырёх сантиметров. Общие потери около пяти тонн".
Разумеется, пять тонн угля в масштабах всей страны или отдельно взятого металлургического комбината - потеря ничтожная. Но это примерно столько, сколько требуется для отопления дома Галины Петровны в течение конца осени, зимы и начала весны. А если взять не имеющего выхода на железнодорожные пути среднестатистического ветерана, то данное удовольствие обойдётся ему в шестимесячную пенсию.
Работники "Укрзалізниці" и сотрудники правоохранительных органов, к которым я обратился за дополнительными разъяснениями, словно сговорившись, ссылались на отсутствие свободного времени и служебные инструкции, якобы не позволяющие им предать ведомственные тайны широкой огласке. А между тем никакого секрета здесь нет. И вот что, в частности, признал первый заместитель генерального директора "Укрзалізниці", выходец из Волновахского района Николай Сергиенко:
- Изношенность вагонного парка составляет восемьдесят восемь процентов, локомотивов - семьдесят-восемьдесят... Я подтверждаю, что, к сожалению, динамика старения намного превышает динамику восстановления подвижного состава. Поэтому мы предлагаем нашим потенциальным клиентам закупать грузовые вагоны, брать их на баланс, а мы будем перевозчиками.
Ещё более резко выразился отставной железнодорожник Валентин Шевченко, который занимал руководящие посты в "Укрзалізниці":
- Ситуация с подвижным составом катастрофическая. Подавляющее большинство грузовых вагонов действительно представляют развалины на колёсах. В результате происходят колоссальнейшие потери угля, отсева, песка. Имеют место случаи, когда на перегоне Дебальцево - Мариуполь вагон "худеет" на две, три, пять, а то и более тонн. Ещё больше теряют в весе песок и отсев. Нередко вагоны прибывают в пункт назначения полупустыми. Пройдёт пять, максимум - семь лет, и грузовые перевозки будут парализованы.
Что ж, нарисованная отставным железнодорожником картина не из радужных. В частности, Галина Петровна даже помрачнела лицом, когда я поделился с ней мнениями ответственных чиновников "Укрзалізниці":
- На мой век, как я вижу, дармового угля хватит, - сказала пенсионерка. - Только радости от этого не испытываю. Особенно, когда подумаю, что у меня семеро внучек и правнуков... Просто ума теперь не приложу, как они будут жить в державе, где даже вагоны и те самые настоящие развалины на колёсах.
Юрий Хоба. Фото автора.
Теги: Донбасс, железная дорога, уголь, Волновахский район, вагон
- Четверо парней украли у железной дороги более четырех тонн угля
- В Волновахе задержали "угольных" воров
- Нуждающийся вор украл 600 килограммов угля
- Россия с 1 мая приостановила транзит угля через Украину
- У железной дороги украли 300 кило угля
- У Донецкой железной дороги пытались утащить более тысячи кило угля
- 1 грудня росіяни поранили 5 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 30 листопада росіяни вбили 2 і поранили 4 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 29 листопада росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- Сирський побував у підрозділах на Донеччинні16:00
- Майже 700 школярів Донеччини отримали ноутбуки для дистанційного навчання14:00
- 28 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- На півночі Донеччини скорочено подачу води - ОВА10:30