Юрий Гагарин: По стеклу иллюминатора тек раскаленный металл

12.04.2011 07:30
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Первый космонавт в корабле «Восток-1» на космодроме Байконур незадолго до исторического взлета.
Первый космонавт в корабле «Восток-1» на космодроме Байконур незадолго до исторического взлета.

Юрий Гагарин, имя которого семья звездного первопроходца недавно зарегистрировала в качестве бренда (теперь его нельзя присваивать какой-нибудь продукции или фильму без их разрешения), снова оказался в космосе. В виде корабля «Союз ТМА-21», названного в его честь и доставившего на прошлой неделе на МКС российских космонавтов Александра Самокутяева и Андрея Борисенко, а также астронавта НАСА Роналда Гарана. Экипаж, разросшийся теперь до шести человек, станет первым, кто увидит документальный фильм «О 108 минутах Юрия Гагарина». Просмотр намечен на сегодня, когда празднуется 50-летие первого полета человека в космос. В честь этой даты во всем мире открываются выставки, памятники, мемориальные доски, демонстрируются различные ленты. А в России учреждена премия имени Гагарина. По миллиону рублей раз в пять лет будут вручать десяти специалистам, внесшим особый вклад в развитие российской космонавтики.

О полете улыбчивого героя, равно как жизни до него и после, написаны целые тома. Но всегда найдутся штрихи, открывающие Гагарина с новой стороны.

Вид Королева был страшен...

Накануне юбилея покорения космоса в серии «Жизнь замечательных людей» вышла посвященная Гагарину книга известного публициста, обозревателя Льва Данилкина. Предлагаем вниманию читателей «Донбасса» выдержки из нее.

«Космонавт Владислав Волков рассказывал, что есть в отряде традиция: когда космонавты едут на старт, автобус останавливается за полкилометра до ракеты, и ребята тайком от врачей закуривают. Начальство сначала пыталось возражать, но потом смирилось, ибо впервые на этом месте 12 апреля 1961 года остановился старший лейтенант Гагарин, чтобы через несколько минут занять место в космическом корабле.

Перед тем как сесть в корабль, он прощался с товарищами, а перчатки у него болтались на веревочке, словно у школьника, позабывшего их надеть. «Чтобы в невесомости не уплыли, если снимешь», - улыбнулся Гагарин.

- В первые 25 секунд полета спасения не было, - вспоминал летчик-космонавт СССР Виталий Севастьянов. - Если бы произошла авария, то она привела бы к гибели космонавта. Юрий, у которого за месяц до полета родилась младшая дочь Галина, знал об этом и сознательно шел на эту работу. «Поехали-и!» - сказал просто, но пульс у него в это время был 150 ударов в минуту.

Первый начальник отряда космонавтов Николай Каманин отмечал, что одна ситуация едва не стоила генконструктору Сергею Королеву разрыва сердца. Информация о ходе полета поступала на телетайпы, установленные в соседней комнате бункера. И о том, что на борту корабля всё нормально, говорили цифры «5» на лентах аппаратов по всем каналам. И вдруг по одному выскочили «тройки» вместо «пятерок». А это означало аварию ракеты-носителя!

Ясное дело, все присутствующие оцепенели от ужаса. И тут в комнату ворвался, едва не сорвав металлическую дверь с петель, Королев. Вид его был страшен: глаза сверкали, кулаки - сжаты, по щекам ходили желваки…

Незнакомым, сиплым голосом он выдавил из себя сквозь зубы:

- В чем дело, я вас спрашиваю? Отказ двигателей?

Стояла гробовая тишина, все молчали. Лента с тихим шуршанием продолжала сползать с телетайпа, с бесконечной цепочкой «троек». Казалось: еще мгновение - и сердце Королева не выдержит. И тут оператор, не сводивший глаз с ленты, выкрикнул фальцетом:

- Канал восстановлен! Всё в норме…

Кулаки Королева разжались, и он в изнеможении опустился на стул… С ленты снова бежали успокоительные «пятерки»…

- Просмотрев пленки, мы убедились, что все три ступени носителя работали «без замечаний», за исключением системы радиоуправления дальностью и интеграторов скорости, выдающих команду на выключение двигателя блока «А». Если бы не сработала исаевская тормозная двигательная установка, «Восток» просуществовал бы на орбите не 5-7 расчетных дней, а 15-20, - признавался конструктор Борис Черток, зам. Королева».

«Человек с двумя головами»

- Когда сработал тормозной двигатель и кабина вошла в атмосферу Земли, загорелась ее обшивка. Я знал об этом, знал, что конструкторы рассчитали толщину обшивки такой, что в кабине даже не будет жарко. Но представьте мое состояние, когда увидел раскаленный металл, который, как из вагранки, тек тонкой струей по стеклу иллюминатора, я слышал потрескивание кабины. Признаюсь, было не до улыбок, - рассказывал Гагарин.

К встрече космонавта были стянуты значительные силы ВВС. Посадка планировалась на линии Ростов-Куйбышев-Пермь. Туда были направлены 40 самолетов и вертолетов различного типа, поисково-спасательные отряды. На местах дежурили наблюдатели, были выделены катера, автомашины, средства связи, авиация. Однако из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился на весеннем поле колхоза «Ленинский путь» Саратовской области, в трех км от деревни Смеловка.

- Юра мне рассказал о том, что после катапультирования над Волгой, уже зависнув на парашюте, вдруг обнаружил, что при покидании корабля у него оторвало ранец с надувной лодкой и всеми припасами. Приводнись он тогда в Волгу, с ее быстрым течением в низовьях - и конец! - вспоминал Николай Варваров, друг брата Гагарина.

На высоте 4 000 м начала работать основная парашютная система приземления спускаемого аппарата, а затем, по неизвестной причине, вышел и раскрылся запасной парашют. К тому же Гагарин опускался в скафандре с закрытым шлемом. Воздуховод оторвался, и сразу же должен был открыться клапан, через который поступал бы земной воздух. Но клапан не хотел открываться! Гагарин мог задохнуться. И это после всех тех испытаний, после космоса - погибнуть в нескольких метрах от земли! Он дышал тем, что еще оставалось в скафандре.

- Я даже не почувствовал приземления, - уверял он. - Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний пошел вперед. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел - всё цело. Значит, жив, здоров.

Первыми его встречали не военные, а колхозники. «Хлеб вот сеем», - растерянно сказали, выпучив глаза на улыбчивого человека в оранжевом скафандре и белом открытом гермошлеме с крупными буквами на нем «СССР». Старушка Анна Тахтарова с внучкой Румией, сажавшие картошку, сначала смертельно перепугались («Человек с двумя головами!»), а успокоившись, угостили первого космонавта молоком и хлебом. Юрий, не разобрав имя, назвал девочку Рита. Его она позже себе и взяла. И еще традицию - сажать 12 апреля картошку.

Каждый день обрывали пуговицы

А потом уж подоспела «кавалерия». Гагарина усадили в вертолет, дали связаться с первыми лицами партии и государства, Королевым, и лишь потом с супругой. Ну, а там - в ИЛ-14 и в Москву. По прибытии в которую - очередное испытание.

- Еще из самолета я увидел вдали трибуну, переполненную людьми и окруженную горами цветов. К ней от самолета пролегала ярко-красная ковровая дорожка. Надо было идти, и идти одному. И я пошел. Никогда, даже там, в космическом корабле, я не волновался так, как в эту минуту, - признавался Юрий Алексеевич. - Дорожка была длинная-предлинная. И пока я шел по ней, смог взять себя в руки. Под объективами телевизионных глаз, кинокамер и фотоаппаратов иду вперед. Знаю: все глядят на меня. И вдруг чувствую то, чего никто не заметил, - развязался шнурок ботинка. Вот сейчас наступлю на него и при всем честном народе растянусь на красном ковре. То-то будет конфузу и смеху - в космосе не упал, а на ровной земле свалился…

Когда в Москву прибыла его мать, Анна Тимофеевна, столица встретила ее ликованием:

«Вышла я на площадь у Белорусского вокзала - народу как в праздник, у многих в руках плакаты: «Ура Гагарину!». Люди смеются, кричат: «Приземлился! Ура! Прилетел!». Я заплакала и пошла в метро.

Какая-то женщина спросила у меня:

- Бабушка, что с вами? У вас горе?

Я улыбнулась - у самой слезы рекой льются - и говорю:

- У меня радость!

Женщина засмеялась:

- У меня тоже. Знаете, человек поднялся в космос! Знаете?

- Знаю, - киваю, - знаю.

А она всё говорит:

- Его зовут Юрий Гагарин. Запомните!

- Запомню, милая, запомню...»

Сам новоиспеченный Герой Советского Союза, разглядывая себя в зеркале после окончания кремлевского приема и потирая уши, оглохшие от двадцати артиллерийских залпов салюта (устроенного по приказу Министерства обороны во всех столицах союзных республик, а также Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе), сказал супруге: «Понимаешь, Валюша, я даже не предполагал, что будет такая встреча. Думал, ну, слетаю, ну, вернусь… А чтобы вот так… Не думал…»

Слава его была не просто велика. Огромна! Он возил с собой шкатулку с пуговицами и каждый вечер пришивал к белому кителю новые, потому что их обрывали на память.

Лишь после его смерти Валентине Ивановне дадут прочесть письмо, которое Гагарин написал 10 апреля 1961 года, накануне своего космического старта. Там, в частности, такие строки:

«Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра!.. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею… Если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны... Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца...»

Резкий маневр

Накануне 50-летия полета первого космонавта начальник департамента по обеспечению деятельности архива производства президента РФ Александр Степанов раскрыл выводы комиссии, изучавшей причины катастрофы самолета МиГ-15УТИ. Во время одного из тренировочных полетов на нем 27 марта 1968 года вблизи деревни Новоселово Владимирской области разбились Юрий Гагарин и военный летчик Владимир Серегин. Оба похоронены в кремлевской стене.

- Наиболее вероятная причина катастрофы - выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда (беспилотный аэростат, предназначенный для изучения атмосферы; состоит из резиновой или пластиковой оболочки, наполненной водородом или гелием, и подвешенного к ней контейнера с аппаратурой. - Прим. А.К.). Или, что менее вероятно, - для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности, - процитировал Степанов рассекреченный документ, где также говорится, что «резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритичный режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки».


Андрей Кривцун.

Теги: космос, документальный фильм, Юрий Гагарин, космонавт, День космонавтики
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх