Авиакатастрофа под Смоленском: случайность или теракт?

10.04.2016 09:18
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Авиакатастрофа под Смоленском: случайность или теракт?

Ровно 6 лет назад, 10 апреля 2010 года, произошла крупнейшая среди авиакатастроф, в которой погибли первые лица государства. 6 лет назад вблизи Смоленска в результате крушения самолета погиб президент Польши Лех Качиньский и ряд высокопоставленных польских чиновников. Сейчас в Польше вновь приступили к расследованию авиакатастрофы, подозревая, что та была не случайна.

Вот как описывает это 112.ua:

"Авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс из Варшавы. На борту находились 96 человек, польская делегация направлялась в российский Смоленск на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

Самолет потерпел крушение при посадке в аэропорту Смоленска. Все находящиеся на борту - 89 пассажиров и 7 членов экипажа – погибли. Жертвами крушения лайнера стали президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией, руководитель канцелярии президента Владислав Стасяк, глава Нацбанка Польши Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, а также представители Вооруженных сил, ряд общественных и религиозных деятелей Польши.В один день Польша лишилась ключевых фигур со своего руководства. Расследование катастрофы продолжается и сейчас. Периодически с обеих сторон – российской и польской – появляются новые заявления по аварии, но до сих пор непосредственные причины трагедии неизвестны.

Спустя год после трагедии были обнародованы отчеты по расследованию. В январе 2011 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал свой отчет по расследованию аварии, а в июле появился документ Комиссии государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши. Предоставленные документы говорят о сложных метеорологических условиях, снижении ниже минимальной высоты, столкновением с деревьями и как следствие – удар об землю и полное разрушение. В обеих отчетах указываются неправильные действия экипажа самолета. СМИ также неоднократно писали о присутствии посторонних лиц в кабине пилотов, которые могли оказывать давление на пилотов, чтобы посадить самолет в плохих погодных условиях. Якобы речь идет о главе ВВС Польши Анджее Бласике.

Верховная контрольная палата Польши также обнародовала доклад, согласно которому аэропорт "Смоленск-Северный" не входил в польский реестр действующих аэродромов, и самолет Качиньского вообще не должен был приземляться.

В 2012 году члены партии "Право и справедливость" обнародовали собственную версию событий, согласно которой крушение произошло в результате взрывов. Парламентская группа по расследованию, которую возглавлял депутат Антоний Мацеревич, теперь он министр обороны Польши, опровергла выводы следствия и заявила о возможности взрыва на борту. Все эти годы смоленская трагедия обрастала множеством версий - от бомбы на борту авиалайнера до великого заговора. Буквально недавно Польша возобновила расследование авиакатастрофы под Смоленском. Расследование было возобновлено указом того же Мацеревича. Была создана комиссия, которая будет выяснять причину аварии. В комиссию вошел 21 человек. Ее руководителем назначен инженер компании "Боинг" и НАСА, консультант Международной организации гражданской авиации Вацлав Берчиньский. В нее также вошли четыре иностранных эксперта: американский судмедэксперт Майкл Байден, британский летный инженер, консультант в сфере летной безопасности Фрэнк Тейлор, инженер и пилот из Дании Гленн Йергенсен и российский экономист Андрей Илларионов.

Поясняя причины возобновления расследования, Мацеревич сказал, что нужно снова изучить трагедию из-за появления новых данных. В частности, он сказал, что самолет разрушился на высоте примерно 15–18 м над землей. По его словам, 400 отчетов и карт информации, которые в день катастрофы передали в Генштаб Вооруженных сил Польши, были уничтожены. Он также подверг критике прошлое расследование и невключение в отчет "российской ответственности за произошедшее".

"Я уверен, что результаты расследования помогут нам приблизиться к правде, передать военной прокуратуре материалы и справедливо осудить ответственных за эту страшную трагедию", - заявил министр обороны.

Позже последовали его слова о "террористическом акте" на борту. Глава Минобороны уверен, что акция была направлена на то, чтобы лишить Польшу людей, которые вели страну к независимости. В России его заявление сочли нелепым. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский также выразил мнение, что крушение самолета выглядит попыткой устранить польское руководство.

Ближе к памятной дате появляются все новые данные о катастрофе. Еженедельник Gazeta Polska сообщил, что Россия передала Польше вместе с жертвами Смоленской катастрофы останки других лиц. Тут также снова всплывает имя Дональда Туска, который в то время был премьер-министром. По данным издания, Туск был проинформирован, что россияне в гроб Ришарда Качоровского поместили останки другого человека.

Партия "Право и справедливость", лидером которой является брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский, уже ранее возлагала на тогдашнего премьер-министра Польши Туска ответственность за катастрофу в политическом смысле.

Важным является тот факт, что сейчас партия находится "у руля", поэтому вопрос расследования смоленской трагедии приобретает новый оборот. В частности, сейчас в Польше все больше акцентируют на возможной виновности России. Интриги добавляет и тот факт, что обломки Ту-154 все еще находятся в РФ. Согласно российскому законодательству, они должны оставаться в распоряжении российских следователей до завершения следствия. Россия обещает, что возвратит их Польше по завершению всех следственных действий.

"Если россияне удерживают обломки так долго, значит, это элемент какой-то политической игры. Мы хотим поехать в Москву и открыто спросить, намерены ли россияне использовать обломки самолета в польской политике или во внешней политике по отношению к Польше", - считают в МИД Польши.

Эксперт Российского совета по международным делам Станислав Кувалдин считает, что комиссия по расследованию - не столько профессиональный экспертный орган, сколько политическая структура, связанная с новым главой Министерства обороны, представителем партии "Право и справедливость" Антонием Мацеревичем.

"С большой долей вероятности, результатом работы подкомиссии станет появление сенсационных альтернативных версий, как это происходило с предыдущей комиссией Мацеревича, которые после бурного обсуждения будут опровергаться экспертами. Однако какое-то время все эти домыслы окажутся втянуты в публичное пространство, став элементами политического давления. И когда за этими спекуляциями будет стоять уже не оппозиция, а правящая партия, использующая государственный аппарат, это, безусловно, усилит эффект. Но все же вряд ли ситуация зайдет слишком далеко. Тема "смоленского заговора" вызывает устойчивое отторжение у значительной части польского общества – как и любые заговорщические теории. К тому же тема настолько вплетена во внутриполитические расклады, что у "ПиС" не найдется достаточно союзников для ее раскручивания. Ведь адресатом атак "ПиС" оказывается не столько Россия, сколько ее политические противники из "Гражданской платформы"", - отмечает он.

В "Гражданской платформе" уже заявили, что возобновление работы комиссии не приведет ни к чему хорошему.

"Не нужно вновь бередить раны и память о 96 жертвах. Я выступаю за то, чтобы прокуратура могла закончить расследование, закрыть следствие и сделать из него выводы", - заявил председатель партии "Гражданская платформа" Гжегож Схетина.

Публицист Михал Сутовский из Krytyka Polityczna также придерживается мнения, что данная комиссия будет иметь политическую цель.

"Прежде всего стоит отметить, что такого рода высказывания внушают мнения, что в этой комиссии не совсем речь идет о выяснении правды, исследовании правды, а скорее о подтверждении некоторых тезисов, которые звучат сверху. На подкомиссию по расследованию Смоленской катастрофы, которая входит в состав Комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации, не может повлиять никто. Она входит в прерогативу лишь министра обороны Антония Мацеревича. Инженер-конструктор Бачинский, который стал главой этой подкомиссии, так же как и глава Минобороны, имеют очень конкретные взгляды на то, какие были причины Смоленской катастрофы. Они отстаивают эту позицию уже долгое время. По моему мнению, подписание этого распоряжение говорит о том, что новосозданная комиссия будет иметь характер политического театра, прежде всего, для части электората партии "Право и Справедливость", для которых вопрос Смоленской катастрофы является очень важным. Я не совсем представляю себе возможность прийти к каким-то заключениям, которые будут как-то отличаться от официальной версии. Я говорю об исследовании выводов, а не об иллюстрировании тезисов, звучащих сверху", - считает он.

Экс-министр обороны Польши Томаш Шимоняк и вовсе предположил, что истинной причиной возобновления расследования может быть попытка обвинить в катастрофе экс-премьера Польши Дональда Туска.

Под прицел также недавно попали должностные лица из прошлого правительства. Родственники погибших подали в суд на бывшего главу канцелярии премьер-министра Томаша Арабски, двух сотрудников канцелярии премьера и двух работников посольства Польши в Москве, которые организовывали визит делегации в Смоленск.

Как бы там ни было, правящая партия во главе с Ярославом Качиньским сейчас начала новый этап расследования, который, как показывают последние события, набирает мощных оборотов и может, по утверждению Минобороны Польши, предоставить новые важные данные".



Теги: Россия, Польша, Смоленск, расследование, авиакатастрофа
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх